Мертвые души

Каждый год в декабре-январе между топливными операторами Петербурга начинается отчаянная борьба: идет передел рынка поставок топлива бюджетным организациям. Принять участие в тендерах, проводимых милицией, пожарной охраной, предприятиями системы Министерства здравоохранения, жилищными агентствами, автопарками 'Спецтранса', крупнейшим автобусным ГУП 'Пассажиравтотранс', всегда считалось делом не только выгодным, но и престижным. В этом году борьба оказалась особенно острой. Сегодняшняя ситуация на петербургском топливном рынке сильно отличается от обычной: часть операторов ведет, мягко говоря, странную политику. Они предлагают бензин и солярку по ценам, ниже не только средних рыночных, но и себестоимости топлива, как будто рассчитывают весь следующий год работать себе в убыток. Это не может не радовать бюджетников, однако ставит в тупик экспертов. Крупные же компании лишь разводят руками: рынок буквально уводят у них из-под носа. Меркантильные альтруисты Причина этого абсолютно нелогичного поведения заключается в том, что в Петербурге разворачивается сейчас широкомасштабная афера, сходная по принципу с той, благодаря которой прославился небезызвестный Павел Иванович Чичиков. Только на этот раз в качестве мертвых душ выступают бюджетные организации. Топливные операторы стремятся выиграть как можно больше тендеров, чтобы подчинить максимальную долю рынка. Таким образом, они набивают себе цену в глазах московских компаний, стремящихся проникнуть на петербургский рынок. Ясное дело, компания, контролирующая 30% петербургского рынка, стоит гораздо дороже, чем та, в чьих руках находится всего 4%. А то, что проценты эти проходят по категории 'мертвых душ', не афишируется. В то же время и бюджетным организациям, подписывающим контракты с чрезмерно щедрыми топливными операторами, совсем не обязательно знать, что компания-'альтруист' уже ведет переговоры с Москвой и может вскоре поменять владельца. Поэтому соблюдаются все внешние приличия, рассылаются коммерческие предложения, заключаются вполне законные договоры, отвечать по которым придется уже новым хозяевам бизнеса. Переоценка ценностей Как стало известно, один из таких операторов - холдинговая компания 'Фаэтон'. Ее руководство уже более года 'прощупывало' рынок в поисках потенциального покупателя: велись переговоры со 'Славнефтью', 'Сибнефтью' и 'ЛУКОЙЛом'. Сегодня главным претендентом на бизнес петербургской компании стал 'ЮКОС'. Подтверждая серьезность своих намерений, его руководство предоставило 'Фаэтону' товарный кредит в размере 70 млн рублей. Единственное, что пока препятствует заключению сделки, - разногласия относительно цены. Руководство 'Фаэтона' оценивает компанию в $30 млн, хотя, по мнению большинства экспертов, реальная цена составляет $12-15 млн. Вероятно, именно тем, что оценки расходятся на 50%, и объясняется стремление компании выиграть как можно большее число тендеров. Это позволит на бумаге увеличить объем сбыта компании, что важно для покупателя, а значит, повысить ее цену. На стадии приобретения покупатель не будет вникать в суть всех договоров и получит вместе с 'Фаэтоном' некоторое количество 'мертвых душ' - клиентов, приносящих не прибыли, а убытки. Сейчас покупка 'мертвых душ' идет вовсю. Если 'Фаэтон' явно не проходит по технологическим показателям, например вблизи потребителя нет АЗС, дело решают низкие цены. Неприятные сюрпризы Ожидает нового владельца и еще один 'подарок', правда, несколько меньшего масштаба. В течение всего 2002 года 'Фаэтон' продавал талоны на топливо с годовым сроком действия. Автомобилисты, ожидая роста цен, не спешили их использовать, откладывая на черный день. Тому, кто купит бизнес 'Фаэтона', придется заправлять автомобили счастливых талоновладельцев по прошлогодним ценам. Между тем уже сегодня цены на бензин выше, чем в начале января в среднем на 10%, а на дизельное топливо - на 16%. По мнению экспертов, к началу февраля литр 92-го бензина будет стоить в розничной продаже около 14 рублей. Положение осложняется и тем, что 1 января на 12% вырос тариф на железнодорожные перевозки, а с 1 февраля на 30% увеличит тариф 'Транснефть', так что и 14 руб. за литр - далеко не предел. Впрочем, рассчитывать на то, что московские операторы, купив петербургскую компанию, станут смиренно расплачиваться за предприимчивость прежних владельцев, не стоит. Скорее всего, АЗС 'Фаэтона' будут закрыты до тех пор, пока не закончится срок действия невыгодных фирме талонов. Судя по всему, именно с такой целью вот уже больше месяца не работают автозаправочные станции 'Балтийского торгового дома', более известного как 'Восход'. Отоварить талоны этой компании попросту негде. Неприятные сюрпризы ожидают и тех, кто, польстившись на дешевизну, подпишет контракты с готовящимися к продаже топливными операторами. Нынешний собственник обязанностей по этим договорам нести не будет, а о том, как поведет себя новый, остается только гадать. Впрочем, польститься есть на что. Например, компания 'Комплекс СПб' выходит на тендер с предложением поставлять 92-й бензин по 9,60 руб. за литр, а 76-й - по 7,15. Условия более чем выгодные - если только их выполнят. Все на продажу! Естественно, что 'Фаэтоном' дело не ограничится. Предпродажной подготовкой активно занимаются многие топливные операторы. Так, например, свой бизнес продал 'ЛУКОЙЛу' 'Балтийский торговый дом', продана топливная компания 'Русланд', известная по торговой марке Petrol. Ее новым собственником также стал некий московский холдинг, не спешащий, впрочем, широко афишировать свое присутствие на петербургском рынке. Сегодня в стадии переговоров о продаже находится и 'Балт-Трейд'. Только самые крупные петербургские компании способны противостоять московскому натиску. Их позициям не способна навредить даже агрессивная политика их готовящихся к продаже конкурентов. Изменения на топливном рынке Петербурга чреваты непредсказуемыми последствиями как для московских фирм, планирующих экспансию на Северо-Запад, так и для потребителей топлива. Из-за неумеренной жажды наживы, заставляющей петербургских топливных операторов пускаться воистину на чичиковские аферы, без бензина и солярки могут остаться милиция и скорая помощь, пожарные и городской общественный транспорт. Пострадают, скорее всего, и автомобилисты-частники. Недешевые талоны на бензин могут превратиться в ничего не стоящие клочки бумаги. Оптовые цены на топливо по состоянию на 16.01.2003 (руб./л) <таблица> #мин. #макс. #сред. А76 #8.30 #9.40 #8.91 Аu92 #9.60 #12.20 #10.96 Аu95 #11.50 #12.90 #12.30 Аu98 #12.90 #12.90 #12.90 ДТ #7.80 #9.00 #8.36
Комментарии