КЭРППиТ провел презентацию "Комплекса программных мероприятий по стабилизации и развитию наземного пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге до 2015 года", учитывающего сегодняшние трудности ГУП и предлагающего вариант решения этих проблем.
Вопрос назрел
Ежедневно около 3,7 млн. человек являются пользователями городского и пригородного пассажирского транспорта. От того, как они доберутся на работу, учебу, к местам проведения досуга зависит, с одной стороны, их производительность труда, самочувствие и настроение, а, с другой стороны, эффективность работы всех отраслей экономики города. В Санкт-Петербурге на долю городского пассажирского транспорта приходится около 90% от общего объема пассажирских перевозок. Годовой объем перевозок в Санкт-Петербурге составляет более 2 млрд. пассажиров. Среди общественных видов транспорта наибольшие объемы перевозок осуществляет метрополитен (38%), городские и пригородные автобусы перевозят 20% пассажиров, наземный электрический транспорт-30%. Коммерческие виды автобусного транспорта обеспечивают 12% от общего объема перевозок пассажиров.
В последнее десятилетие в СПб все более четко проявлялось отставание развития наземного транспорта от потребностей населения, снижение качества перевозок и надежности работы пассажирского транспорта. Перегруженность автобусов, троллейбусов и трамваев, большие интервалы, отсутствие четких графиков движения и, как следствие - неудовлетворенность горожан работой наземного транспорта. По данным социологических опросов с 1999 года она возросла с 56% до 65%, на треть вырос удельный вес жителей, совершающих регулярные поездки по городу на автомобиле. Это еще больше обостряет транспортную ситуацию, а нагрузка на центр города скоро превысит максимально возможную.
Сегодня 41% населения СПб пользуется правом бесплатного и 16% - льготного проезда на городском общественном транспорте. Механизм компенсации из федерального бюджета затрат на перевозку ряда категорий таких граждан не предусмотрен и поэтому ежегодно перевозчики не дополучают около 360 млн. рублей, что частично восполняется из горбюджета.
Все это, а также возрастающие расходы города на обеспечение работы наземного транспорта свидетельствуют о необходимости коренных перемен. При этом их вектор должен быть направлен в сторону качественного удовлетворения потребностей горожан и снижения нагрузки на бюджет.
Город ответил
Комплекс мероприятий разработан рабочей группой, в которую входили представители структурных подразделений Администрации, Законодательного Собрания СПб, ряда других организаций города и работавшей под руководством Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Документ, утвержденный на заседании городского правительства 26 декабря, создан с целью определения стратегии развития наземного маршрутного транспорта общего пользования, приоритетных задач транспортной политики города и инструментов ее реализации. Он предусматривает формирование взаимоувязанного по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекса мероприятий, направленного на улучшение транспортного обслуживания населения, согласованное развитие всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры, рост эффективности управления транспортом общего пользования, повышение надежности и безопасности перевозок пассажиров, снижение негативного воздействия на окружающую среду.
"Прежде всего мы должны привести в порядок нормативную базу, - сообщил заместитель председателя КЭРППиТа Екатерина Глоулина, - В существующем законе о наземном транспорте общественного пользования отсутствуют многие положения, необходимые для наведения порядка на дорогах. Внесением поправок в закон мы будем заниматься до осени 2003 года. Надеюсь, к сентябрю законодательная база будет приведена в соответствие с благими идеями нашей программы, и мы сможем двигаться дальше".
Ключевым элементом первого - переходного этапа реализации Комплекса мероприятий станет его нормативно-правовое обеспечение. Будет разработан и принят новый городской Закон "О наземном маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", а также ряд подзаконных актов:
- Положение о маршруте;
- Положение о порядке обслуживания маршрутной сети;
- Положение о городском заказе на оказание услуг по перевозке пассажиров;
- Положение о конкурсах на выполнение пассажирских перевозок;
- Методика расчета норматива эксплуатации и затрат.
Вы не узнаете "Пассажиравтотранс"
Первый этап этой программы, включающий реорганизацию "Пассажиравтотранса" будет реализовываться до 2005 года.
На сегодняшний день наземные транспортные услуги в Петербурге оказывают "Пассажиравтотранс", "Горэлектротранс" и более 60 частных компаний. При этом груз социальных перевозок ложится на плечи постсоветских гигантов, а выгодные коммерческие перевозки преимущественно "приватизировали" новые хозяева. По оценкам Комитета экономического развития (КЭРППиТ) на рынке наземного пассажирского автотранспорта на долю "Пассажиравтотранса" приходится 32% социальных маршрутов и 15% коммерческих. Частные перевозчики обслуживают 0,01% социальных маршрутов и 52% коммерческих. При этом изношенность парка машин "Пассажиравтотранса" оценивается в 65%.
Реорганизация ГУП пройдет в два этапа. На первом этапе предполагается, что службы ремонта и текущего обслуживания автопарков выделятся в отдельное предприятие. Также планируется создать государственное частное партнерство, на чей баланс будет переведены автобусные парки города. В то же время власти собираются укрупнить отдельные городские автобусные парки, в частности за счет слияния парков городов Пушкина и Колпино и выделения в самостоятельное предприятие с дальнейшей его приватизацией и отчуждением пакета акций. Также предполагается создать на базе автобусного парка N4 совместное предприятие с производителем автобусов - Ликинским автозаводом - для привлечения частных инвестиций. Кроме того, предполагается, что городская автобусная инфраструктура Санкт-Петербурга будет обособлена и передана в ведение ГУ "Организатор перевозок".
Для топливного рынка
На реализацию Комплекса мероприятий планируется затратить около 15 млрд. рублей. В том числе из городского бюджета - 8,8 млрд., за счет средств предприятий "Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс" - 6,3 млрд., за счет Экологического фонда СПб - 8,3 млрд. рублей. Ожидается, что реализация Комплекса мероприятий позволит окупить вложенные средства в течение 5 лет. Но эти деньги пройдут мимо операторов топливного рынка.
Однако, не повлиять на топливный рынок Петербурга данная реформа не может в принципе. В первую очередь, в связи с приходом в сферу лиц, участвующих в принятии решений, большой группы новых управленцев со своими интересами и подходами, следует ожидать "дробления" и децентрализации конкурса на поставку топлива для "Пассажиравтотранса" уже в 2004 году, как бы этому не пытались противодействовать управленцы на более высоких должностях. А значит, можно предположить некоторую либеризацию условий этих конкурсов.
Напомним, что во многом из-за непривлекательных условий на участие в конкурсе ГУП "Пассажиравтотранс" на поставку топлива на 2003 год (до 20 декабря) не было подано ни одной заявки, и ГУП продлил прием заявок от претендентов на участие в тендере до 16 часов 31 января.
По информации на сегодня вскрытие оферт по тендеру на поставки топлива автобусным паркам ведущего городского предприятия в сфере наземного транспорта ГУП "Пассажиравтотранс" будет проведено 3 или 4 февраля.
Комментарии