Конфереция

Гадание на бензиновой гуще

Не так страшен акциз, как им пугают Первые три недели января на топливном рынке Петербурга царило безмятежное спокойствие. Цены на АЗС изменились незначительно, хотя декабрьские прогнозы на начало года были неблагоприятными. О неизбежном повышении цен на бензин специалисты заговорили еще осенью. Это должно было произойти по двум причинам. Во-первых, с 1 января на 45% увеличились акцизы (c 2072 до 3000 руб. за тонну бензина Аи-92). Во-вторых, и это главное, платить их теперь согласно введенной главе 22 Налогового кодекса обязаны не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а владельцы АЗС (подробнее см. 'ДП' N32 от 26 августа). Одновременно для занимающихся этим бизнесом установлено новое правило: необходимо получать в налоговых органах специальное разрешение на производство, хранение и реализацию топлива. Но выдадут его лишь компаниям, имеющим в собственности соответствующие мощности. А значит, тем фирмам, которые взяли АЗС в аренду, лизинг или доверительное управление, приобрести свидетельства нереально, и тогда их судьба предрешена. Большой куш Новый порядок начисления акциза прежде всего на руку вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), у которых выстроена вся цепочка - от добычи нефти до розничной торговли топливом. Эксперты обеспокоены тем, что нововведения 'вытеснят' мелких и средних торговцев топливом (сегодня их доля на российском рынке 70%) и приведут к установлению монополии ВИНКов со всеми вытекающими бензиновыми последствиями. Во всяком случае нефтяные компании были заинтересованы в этих поправках, поскольку давно активно борются с независимыми трейдерами. Раньше сами налоговики выступали против взимания акциза с АЗС, но потом их позиция радикально изменилась. Мотивация чиновников понятна: они пытаются убрать из 'цепочки' оптовые фирмы, которые не занимаются ни производством, ни розничной торговлей топливом. А субъекты Федерации, не имеющие в своих регионах НПЗ, смогут благодаря акцизам с АЗС компенсировать потери от отмены с этого года налога в территориальные дорожные фонды. Расположенная в оживленном месте АЗС будет приносить дополнительно не менее $30 тыс. акциза в месяц, из них 60% останется в региональном бюджете. Правда, если с 30 тысяч российских АЗС удастся получить акцизы полностью (раньше их с переменным успехом собирали с 28 НПЗ). Бумажный вал Схема сбора акцизов оказалась громоздкой. НПЗ, оптовики и владельцы АЗС засчитывают себе ставку и после отправки бензина дальше по цепочке возвращают продавцу счета. На их основе он отчитывается перед налоговым органом, и акциз с него не взимается. Платит только розничный продавец топлива. На практике при такой авансово-зачетной схеме начисления акциза даже добросовестному владельцу АЗС будет сложно в строго определенные сроки предоставить оптовику и НПЗ счет-фактуру. При малейшем сбое платить акциз придется другому участнику цепочки, то есть налоговики будут взимать его дважды или даже трижды. А это скажется на конечной цене топлива. Без особых затруднений отладить такую схему способны как раз те самые вертикально-интегрированные нефтяные компании, в чьей структуре уже создана подобная цепочка. Раньше акцизы платили НПЗ, теперь будут принадлежащие им АЗС. Прогнозы или мечты Специалисты Российского топливного союза (РТС) и Московской топливной ассоциации делали прогнозы о повышении розничных цен на топливо исходя из возможных 'сценариев' развития событий. Они предполагали, что при благоприятном раскладе стоимость 1 л бензина, например Аи-92, увеличится на 10-15% (с нынешних 9,8 до 11,3 руб.), при сбоях в авансово-зачетной схеме - до 40% (14,2 руб.). По их расчетам, владельцы АЗС, разумеется, не захотят снижать рентабельность продаж, которая составляет около 10%. По официальному прогнозу МНС, бензин подорожает максимум на 10%. Однако ощутимого роста цен на топливо в ближайшее время может и не произойти. Два года назад акцизы уже резко повышались, и цены на бензин подскочили сразу после принятия закона, а после вступления его в силу с 1 января 2001 года они не изменились. К тому же НПЗ, по идее должны даже уменьшить отпускные цены, поскольку больше не нужно закладывать в них акциз. По крайней мере, в рамках ВИНКа (Правда, на практике этого не происходит). Зато при продаже независимым торговцам акциз, скорее всего, будет включен в стоимость. И тогда цены на их АЗС окажутся более высокими. Именно это плюс необходимое получение свидетельств и создаст предпосылки к поглощению мелких и средних торговцев, не выдержавших конкуренции, и к разделу рынка между ВИНКами. Но прогнозы - дело неблагодарное. Ведь не исключен вариант, когда нефтетрейдеры вообще решат платить акциз по старой схеме, мотивируя это тем, что глава 22 Налогового кодекса нарушает ряд федеральных законов. Большинство специалистов убеждены, что закон как минимум требует доработки. Тем не менее нефтетрейдерам пока не удалось добиться внесения некоторых изменений во вторую часть Налогового кодекса, прежде всего отмены свидетельств участника топливного рынка. Кстати, в Петербурге пока лишь одна компания получила такое свидетельство. Здесь по-прежнему нет ясности. В связи с этим на прошлой неделе вице-президент РТС и председатель Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин сделал прогноз о повышении цен на топливо примерно на 20% уже к концу января. Паленый бензин в законе Предложенная схема придумана в том числе и для того, чтобы эффективнее бороться с 'левым' топливом. Не случайно на прямогонный бензин, который представляет собой продукт первичной переработки нефти, установлена нулевая акцизная ставка. По замыслу разработчиков, это позволит налоговым органам отслеживать потоки контрафактного топлива, изготовляемого из этого сырья. В России уже давно научились с помощью присадок увеличивать октановое число прямогонного бензина (50-62). Такой процесс в промышленности называется этилированием, его успешно проводят и в кустарных условиях. Полученное топливо стоит значительно дешевле нормального Аи-92. Нововведения спровоцируют недобросовестных торговцев к изготовлению 'левого' топлива. Весьма вероятно, что на АЗС появится больше низкокачественного бензина, вредного для окружающей среды и губительного для топливных систем автомобилей. Ведь трейдеры хотят выжить. Много шума и... ничего Итак, потребителю 'обещают' существенный рост цен на топливо уже в феврале, самое позднее - в марте-апреле. Тогда, кстати, начнется сезонное увеличение спроса, и следовательно, рост цен закономерен и без нововведений в Налоговый кодекс. Однако пока очевидно одно: за три недели января стоимость топлива на петербургских АЗС подросла всего на 1-3%. И это объясняется логично: топ-менеджеры нефтяных и топливных компаний находились в новогодних отпусках, значит, им было не до акцизов. К тому же сейчас в Петербурге много старых запасов топлива. Напомним также, что розничные цены на бензин остаются стабильными с лета, при этом оптовые цены в России с 1 ноября даже снизились и только в январе вновь начали расти. А значит, прибыль владельцев АЗС за последние несколько месяцев увеличилась.
Комментарии