Новые правила налогообложения операций с нефтепродуктами, которые в России вводятся в действие с 1 января 2003 года, способны серьезно дестабилизировать бензиновый рынок. Увеличение на 45% акцизных ставок на нефтепродукты - далеко не самое существенное событие очередного этапа налоговой реформы. Предстоящий перенос налоговой нагрузки с нефтеперерабатывающих предприятий на автозаправочные станции спланирован так, что финансовая ответственность за уплату акциза должна передаваться по всей цепочке "завод-оптовик-розница". Сбои в новой системе неизбежны. Соответственно, риски будут закладываться в цены на топливо. Но, самое главное, в дискриминационных условиях оказались участники бензинового рынка, не имеющие в собственности профильную недвижимость. В результате мелкий и средний бизнес будет вынужден уступить свою нишу вертикально интегрированным компаниям, которые смогут диктовать рынку собственные условия. К тому же изменение налоговых правил повышает привлекательность экспорта нефтепродуктов, что может усугубить ситуацию на внутреннем топливном рынке. Грядущие потрясения - благоприятная питательная среда для "теневого" бизнеса. Хотя именно борьба с "левым" бензином была объявлена в качестве одной из основных целей реформы.
В июле 2002 года, на исходе летней сессии, депутаты Госдумы РФ внесли в Налоговый кодекс России такое обилие самых разных поправок, что отраслевые лоббисты - да, похоже, и правительственные чиновники - не успели своевременно оценить последствия вносимых изменений. В частности. Российский топливный союз, который обычно очень внимательно отслеживает законопроекты, имеющие отношение к рынку нефтепродуктов, на этот раз среагировал с большим опозданием и начал бить тревогу уже после того, как закон был одобрен обеими палатами парламента и подписан Президентом РФ.
Между тем, нововведения, появившиеся в главе Налогового кодекса об акцизах, способны дестабилизировать внутренний топливный рынок. Наиболее очевидные последствия - рост цен на бензин и дефицит автомобильного топлива, вытеснение из автозаправочного бизнеса независимых предпринимателей, монополизация топливного рынка, недобор налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты, активизация "теневого" сектора бензинового рынка.
Взрывоопасная реформа
"Миной замедленного действия" для российского топливного рынка стал Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 года. N110-фз. Содержащиеся в нем изменения и дополнения к 22-й главе Налогового кодекса "Акцизы", подавляющее большинство которых вводятся в действие с 1 января 2003 года, полностью меняют правила уплаты акцизов на нефтепродукты.
Во-первых, изменился и существенно расширился круг плательщиков акциза. Сейчас акциз платят только нефтеперерабатывающие заводы. С января будущего года основными плательщиками акциза должны стать розничные продавцы бензина, а "подстраховывать" их будут и оптовики, и производители бензина. То есть начисляться акциз будет по всей цепочке, а вносить в бюджет его будет тот, кто не смог передать эту обязанность следующему партнеру. Этим новый порядок уплаты "бензинового" акциза напоминает правила, уже давно применяющиеся в отношении налога на добавленную стоимость.
Во-вторых, объектом налогообложения в части акцизов на нефтепродукты станет не производство моторного топлива и не его реализация, а факт получения нефтепродуктов покупателем или использования их в своих нуждах производителем.
В-третьих, участники топливного рынка должны получить Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Это очень важный документ, так как зачет по акцизам возможен только в том случае, если операции с нефтепродуктами совершаются между обладателями таких свидетельств. При этом свидетельства могут получить только собственники объектов производства, хранения и отпуска нефтепродуктов, стационарных топливораздаточных колонок.
В-четвертых, на предприятиях - участниках топливного рынка будут создаваться постоянно действующие налоговые посты. Представители Министерства РФ по налогам и сборам уверяют, что такие посты будут создаваться преимущественно на "проблемных" нефтеперерабатывающих заводах, но теоретически они могут появиться на любой АЗС - закон это позволяет.
В-пятых, ставки акциза на основные нефтепродукты увеличиваются с января 2003 года на 45% (см. "Ставки акциза на нефтепродукты"). Кроме того, в число подакцизных товаров включен прямогонный бензин. Правда, на этот продукт установлена нулевая ставка акциза.
Наконец, еще одним законом, также принятым в июле 2002 года, вводятся ограничения на уровень ставок экспорта пошлин на нефтепродукты. С января 2003 года предельный размер таможенной пошлины на вывозимые за пределы России нефтепродукты не может превышать 90% от ставки экспортной пошлины на сырую нефть. Помимо стабильности и предсказуемости новые правила обещают экспортерам нефтепродуктов ощутимое снижение фискальной нагрузки. Особенно на фоне увеличения ставок акциза на нефтепродукты, которым экспортируемая продукция не облагается. Так, ставки экспортной пошлины на светлые нефтепродукты в нынешнем году составляли 25-35 евро за 1 тонну, а на сырую нефть - от $8 до $29,8.
Хотели как лучше
В принципе, идеи, заложенные в основу реформы налогообложения топливного рынка, разумны. Подвели, как это часто бывает, методы их воплощения в жизнь.
Перенос налогового бремени с производителей на конечного потребителя давно ожидаемая и крайне необходимая для нормального развития экономики мера. Она особенно важна для нефтеперерабатывающих предприятий, налоговая нагрузка на которые в полтора раза превышает средний для российских предприятий уровень.
Работая преимущественно на давальческой основе и осуществляя взаиморасчеты с партнерами по зачетным схемам, НПЗ вынуждены платить акциз со всего объема произведенной продукции "живыми деньгами". В результате, обязательства НПЗ перед бюджетом часто в несколько раз превышают сумму заработанных предприятием денег.
Освобождение нефтеперерабатывающих заводов от обязанности платить акцизы способно существенно улучшить их финансовое состояние. Однако разрекламированный перенос налогового бремени с производителей на потребителей на деле сопряжен с такими бюрократическими заморочками, что, возможно, заводчане предпочтут рассчитываться по старинке. Благо Налоговый кодекс сохраняет им такую возможность.
С будущего года акциз на нефтепродукты должен начисляться по всей цепочке участников топливного рынка. Словно эстафетная палочка акциз будет передаваться каждому следующему покупателю партии нефтепродуктов. Но это не точное сравнение. Если обязанность платить акциз возникает у покупателя в момент приемки топлива, то продавец получит возможность "списать" акцизные обязательства много позже.
Чтобы получить зачет по акцизу, продавец должен принести в свою налоговую инспекцию по 3 документа на каждую сделку: договор купли-продажи, товаросопроводительную накладную и счет-фактуру. Причем, на счете-фактуре должен стоять штамп налоговой инспекции, где состоит на учете покупатель.
По большому счету, покупателю проблемы продавца, ждущего счет-фактуру, не интересны. Поэтому ко времени, объективно необходимому на пересылку бумаг из одного населенного пункта в другой, неизбежно добавится время на "выколачивание" счета-фактуры. При этом налоговый период по акцизу - месяц. Значит, какая-то часть оборотных средств продавца неизбежно будет отвлекаться на зачистку акцизных "хвостов".
Естественно, продавцы будут стремиться минимизировать собственные налоговые издержки. Поэтому предпочтение будет отдаваться постоянным партнерам (регулярные связи гарантируют возврат счета-фактуры в пределах разумного времени), еще лучше - родственным компаниям, и совсем хорошо - в пределах одного населенного пункта.
Будут задействованы и другие средства подстраховки. Например, включение в договор пункта о штрафных санкциях в размере суммы акциза за несвоевременный возврат счета-фактуры. Но этот штраф еще надо получить, да и размер санкций арбитражный суд может счесть завышенным.
Можно брать с покупателя залог, например, вексель. Но в любом случае, получив от покупателя возмещение затрат по акцизу, продавец должен будет заплатить налог на прибыль и НДС. К тому же надо еще поискать покупателя, который согласится и сможет взвалить на себя двойную акцизную ношу.
Да и получить от государства возмещение сумм акциза - задача трудноразрешимая, особенно для представителей малого бизнеса. В этом убеждает печально известная практика возмещения НДС.
Получается, что для многих участников топливного рынка дешевле и проще остаться в старой налоговой системе. Но такой поворот событий опасен для региональных бюджетов. Ведь и повышение акцизных ставок, и перенос акцизов на АЗС предприняты, прежде всего, с целью возместить регионам выпадающие доходы в связи с отменой дорожного налога. Правительство ожидает, что в 2003 году федеральный бюджет получит от АЗС 22,18 млрд. рублей, а региональные - 55,45. Эти надежды могут оказаться излишне оптимистичными.
Ну-ка, получи!
Сложности с переходом на новую систему уплаты акциза на нефтепродукты усугубляются введением специальных свидетельств участников топливного рынка, без которых в новых условиях налогообложения легально совершать операции с нефтепродуктами, по сути, невозможно. Эти свидетельства выдаются только региональными управлениями МНС РФ и Межрегиональной налоговой инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам N1.
На оформление свидетельства налоговикам требуется до 30-ти дней. Соответственно, все, кто не успел подать в УMHC заявление и сопроводительные документы до декабря, окажутся в начале года за бортом легального топливного рынка. По данным Российского топливного союза, к середине ноября заявления на оформление свидетельств поступили лишь от 1% розничных торговцев бензином. Мотор реформы заглох уже на старте.
В значительной мере столь неблагоприятное развитие событий объясняется рядом дополнительных ограничений на выдачу свидетельств. Их могут получить только те компании и предприниматели, которые имеют в собственности мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов. Имея в виду, что, например, на московском топливном рынке лишь каждая десятая компания имеет в собственности необходимые для работы объекты, а остальные используют их на условиях аренды, лизинга или иных договоров, можно представить, к какому хаосу приведет это нововведение на бензиновых рынках страны.
По сути, малый и средний бизнес выдавливается из топливного рынка. Причем, в таком повороте событий не всегда заинтересованы и крупные компании. Так, Тюменская нефтяная компания планировала передать несколько сотен своих АЗС в аренду. Теперь эта программа зависла.
Мало того, что свидетельства имеют всего лишь годичный срок годности, так они еще и могут быть отозваны по инициативе налоговых органов. Поводов отобрать свидетельство, легализующее операции на топливном рынке, у налоговых чиновников немало. Это и невыполнение письменных указаний МНС РФ, его подразделений и работников, и задолженность по уплате акциза, и расчеты за бензин наличными сверх установленных законом сумм, и сокращение количества стационарных топливораздаточных колонок, и паже переезд индивидуального предпринимателя на новую квартиру.
Словом, работа с моторным топливом на внутреннем рынке будет сопряжена с очень большими сложностями и рисками.
<таблица>
&3@Ставки акциза на нефтепродукты, руб./т
Подакцизный товар# Ставка в 2002 году# Ставка с 1 января 2003 года
Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно# 1 512# 2190
Бензин автомобильный с иными октановыми числами# 2072# 3000
Дизельное топливо# 616# 890
Пасло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей# 1 680# 2440
Прямогонный бензин# # 0
таблица>
<таблица>
&4@Примерная модель ценообразования на бензин марки АИ-92 на московском рынке нефтепродуктов в октябре 2002 года, руб./т
Составляющие цены# "Завод"# "Оптовик"# "АЗС"
Условная себестоимость# 3500# 10200# 10700
Валовая прибыль за вычетом основных налогов# 2928# 417# 1 800
Начисленный акциз# 2072# #
Уплаченный акциз# 2072# #
НДС# 1700# 83#
Единый налог на вмененный доход# # # 253
Начислено# 10200# 10700# 12753
Начислено. руб./л# 7,96# 8,35# 9,95
К оплате оптовику# 10200# #
К оплате оператору АЗС# # 10700#
К оплате покупателю, руб./л# # # 9,82
Доходность* АЗС, %# # # 16,1
Доля акциза в конечной цене, %# # # 16,2
таблица>
* Условный показатель, рассчитан как отношение валовой прибыли за вычетом основных налогов к конечной цели реализации. При расчете не учтены эксплуатационные расходы, заработная плата, налоги на имущество и прибыль и т.д.
Источник Московская топливная ассоциация
<таблица>
&13@Прогноз последствий введения нового порядка уплаты акциза, руб./т(бензин марки АИ-92, московский рынок нефтепродуктов)
&Составляющие цены#3@Сценарий 1#3@Сценарий 2#3@Сценарий 3#3@Сценарий 4
#"Завод"#"Оптовик#"АЗС"#"Завод"# "Оптовик#"АЗС"#"Завод"# "Оптовик#"АЗС"#"Завод"# "Оптовик#"АЗС"
Условная себестоимость# 3500# 7700# 8200# 3500# 7700# 8200# 3500# 7700# 11 200# 3500# 7700# 11800
Валовая прибыль за вычетом основных налогов# 2917# 417# 286# 2917# 417# 1801# 2917# -83# -699# 2917# 417# 1 799
Начисленный акциз# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000# 3000
Уплаченный акциз# # # 3000# # # 3000# # 3000# 3000# # 3000# 3000
НДС# 1 283# 83# 657# 1 283# 83# 960# 1 283# 583# 460# 1 283# 683# 960
Начислено# 10700# 11 200# 12143# 10700# 11 200# 13961# 10700# 11 200# 13961# 10700# 11 800# 17558
Начислено (руб./л)# 8,35# 8,74# 9.35# 8,35# 8,74# 10.75# 8,35# 8,74# 10,75# 8,35# 9,20# 13,52
Налог с продаж# # # 607# # # 698# # # 698# # # 878
К оплате оптовику# 7700# # # 7700# # # 7700# # # 7700# #
К оплате оператору АЗС# # 8200# # # 8200# # # 11 200# # # 11 800#
К оплоте покупателю (руб./л)# # # 9,82# # # 11,29# # # 11,29# # # 14,20
Доходность* АЗС, %# # # 2,2# # # 12.3# # # -4,8# # # 9,8
Доля акциза в конечной цене, %# # # 23,5# # # 20,5# # # 20,5# # # 16,3
таблица>
* Условный показатель, рассчитан как отношение валовой прибыли за вычетом основных налогов к конечной цене реализации. При расчете не учтены эксплуатационные расходы, заработная плата, налоги на имущество и прибыль и т.д.
Сценарий 1. Авансово-зачетная система уплаты акцизов работает без сбоев и финансовых издержек контрагентов, сохраняются уровни доходности "завода" и "оптовика", а также существующий уровень цен.
Сценарий 2. Авансово-зачетная система уплаты акцизов работает без сбоев и финансовых издержек контрагентов; сохраняются уровни доходности "завода", "оптовика" и "АЗС"; рынок компенсирует увеличение ставки акциза ростом розничных цен.
Сценарий 3. В цепочке контрагентов, не входящих в ВИНК, происходит сбой, повлекший повторную уплату акциза, сохраняется уровень доходности "завода", рынок компенсирует увеличение ставки акциза ростом розничных цен.
Сценарий 4. финансовые издержки от работы авансово-зачетной схемы уплаты акциза приобретают масштабы, значимые для всей системы нефтепродуктообеспечения, сохраняется уровень доходности "завода", рынок компенсирует увеличение ставки акциза и издержки финансовой дестабилизации ростом оптовых и розничных цен. Источник: Московская топливная ассоциация.
Напротив, с будущего года существенно повышается привлекательность экспорта нефтепродуктов. Вместо акцизов экспортеры платят пошлины. И если ставки акцизов вырастут, то размер пошлин, напротив, уменьшится.
В принципе, стимулирование экспорта нефтепродуктов соответствует экономической стратегии государства, которое многократно заявляло о предпочтительности экспорта готовой продукции, а не природного сырья. Однако в нынешней ситуации повышение привлекательности экспорта может усугубить акцизный хаос дефицитом топлива на внутреннем рынке. По оценкам правительственных экспертов, объемы экспорта нефтепродуктов могут вырасти в 1,5 раза, а дополнительные доходы экспортеров от снижения пошлин составят $300-500 млн. в год.
Им бы сказки писать...
Как же скажутся на состоянии внутреннего топливного рынка изменения в Налоговом кодексе?
По оценкам Министерства РФ по налогам и сборам, ничего из ряда вон выходящего не произойдет. На начало 2002 года усредненная доля акциза в розничной цене на бензин АИ-92 составляла 26%. За год цены выросли примерно на четверть. Этот рост можно рассматривать как упреждающую реакцию рынка на грядущее повышение акцизных ставок. В новом году при сохранении текущего уровня цен доля увеличившегося акциза в стоимости бензина составит порядка 28,5% - рост незначительный и объективно он не должен привести к удорожанию моторного топлива.
Что касается вводимой авансово-зачетной системы уплаты акциза, то и здесь, с точки зрения налогового ведомства, нет повода для волнений: хотя число плательщиков акциза не нефтепродукты вырастет в 1000 раз - с нескольких десятков до десятков тысяч - уровень компьютеризации налоговых органов позволяет оперативно вносить в базу данных информацию обо всех сделках с топливом на территории страны, обнаруживать пары счетов-фактур поставщика и покупателя и автоматически вычитать акциз.
"Им бы сказки писать", - прокомментировал оптимистичные заверения налоговых чиновников один из московских трейдеров бензинового рынка.
В то же время эксперты Московской топливной ассоциации убеждены, что непродуманная налоговая реформа вызовет большие потрясения на бензиновом рынке. И это не голословные утверждения.
Эксперты просчитали 4 базовых сценария развития событий (см. "Прогноз последствий..."). Расчеты показали, что при сохранении текущего уровня цен условная доходность АЗС (без учета эксплуатационных расходов, заработной платы и т.п.) снизится с 16,1% до в 2,2% (см. "Примерная модель ценообразования..."). Чтобы при прочих равных условиях сохранить доходность АЗС на уровне приемлемого минимума, розничные цены придется поднять на 15%, или на 1,5 рубля за литр. А в случае если авансово-зачетная система уплаты акциза начнет пробуксовывать (что практически не вызывает сомнений - вопрос лишь в масштабах нестыковок), работа АЗС станет убыточной или цены на 1 литр бензина вырастут до 14,2 рубля, т.е. на 45% от текущего уровня.
Следует иметь в виду, что все расчеты сделаны исходя из предположения, что НПЗ не воспользуются удобным случаем для повышения рентабельности своей работы за счет увеличения отпускных цен. Не принята во внимание возможность дефицита топлива на внутреннем рынке в связи с ростом экспорта нефтепродуктов.
Не учтены в расчетах и последствия передала топливного рынка в связи с административными ограничениями на операции с нефтепродуктами. Между тем, именно этот фактор может стать наиболее болезненным для топливного рынка.
Эту озабоченность разделяет глава Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов. В конце сентября министр направил письмо премьер-министру Михаилу Касьянову, в котором говорится, что "внесенные в 2002 году изменения и дополнения в налоговое законодательство могут привести к существенному ухудшению ситуации на "рынках нефтепродуктов".
По мнению И.Южанова, включение в налоговое законодательство нормы о получении специального разрешения на совершение операций с нефтепродуктами является необоснованным и неправомерным. Новые правила потребуют от участников рынка существенного увеличения оборотных средств, что негативно скажется на финансовом состоянии независимых АЗС.
Министр считает, что введение нулевой ставки на прямогонный бензин при одновременном увеличении ставок акциза на другие нефтепродукты способно усилить экономическую привлекательность изготовления суррогатных бензинов и реализации некачественного бензина. А это ведет к созданию конкурентных преимуществ недобросовестным участникам рынка.
По оценкам московского правительства, на столичном рынке доля "суррогатного" бензина составляет около 10%, а по дизельному топливу - до 24%. Надо думать, в российской "глубинке" эти показатели несколько выше. А вследствие дестабилизации легального рынка количество "левого" бензина может возрасти еще больше. И это притом, что на освобождении от акциза прямогонного бензина - основного сырья для низкокачественного автомобильного топлива - государство теряет ежегодно около 1,2 млрд. рублей.
В поисках выхода
Глава МАП РФ И.Южанов не исключает, т новые механизмы налогового администрирования приведут к укреплению монопольного положения вертикально интегрированных нефтяных компаний, экономически необоснованному ускорению концентрации на топливном рынке страны и сокращению количества малых и средних независимых операторов.
Реальность такой угрозы уже подтверждается практикой. Так, недавно контроль над бизнесом одного из ведущих участников столичного топливного рынка "Гермес-Москва" перешел к "ЮКОСу". Эта сделка позволила нефтяному гиганту увеличить число АЗС в регионе с 13-ти до 28-ми и значительно укрепить свои позиции на особо привлекательном столичном рынке.
Показательно, что до недавнего времени одним из основных владельцев компании "Гермес-Москва" был создатель и руководитель Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Сергей Борисов - наиболее активный и последовательный сторонник развития конкурентной среды на топливных рынках страны. Он как никто другой способен оценивать перспективы независимого бизнеса с нефтепродуктами. И если за громкими заявлениями об ухудшении предпринимательского климата для малых и средних компаний последовали столь радикальные практические шаги, независимым операторам бензинового рынка, действительно, пора "сушить весла".
О масштабах возможного передела рынка розничной торговли нефтепродуктами можно судить по таким фактам: сейчас в России 65% розничной торговли бензином контролируется независимыми компаниями; самый крупный на сегодняшний день оператор московского топливного рынка МТК контролирует лишь 11% столичных бензоколонок, а всего розничной продажей бензина в Москве занимаются около 180-ти коммерческих фирм. Еще полгода назад казалось, что конкурентная среда на топливном рынке несокрушима. Оказалось, что разрушить ее можно одним лишь росчерком пера.
Как отразится на состоянии топливного рынка практически неизбежный в складывающейся ситуации переход АЗС под контроль вертикально интегрированных компаний? По мнению И.Южанова, весьма негативно: новый порядок уплаты акциза позволяет ВИНК перераспределять налоговую нагрузку между собственными обособленными подразделениями, что дает крупным компаниям экономический рычаг воздействия на местные власти, угрожает стабильности местных бюджетов.
Российский топливный союз советует органам федеральной власти не искушать судьбу и оперативно внести коррективы в стратегию реформы. Подготовленный РТС законопроект о внесении изменений в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ мог бы снять остроту проблемы.
Предлагается считать объектом налогообложения реализацию нефтепродуктов конечным потребителям, т.е. покупателям, не имеющим налогового свидетельства участника топливного рынка. Соответственно, отвергается авансово-зачетная система уплаты акциза на нефтепродукты.
Сами налоговые свидетельства на производство и розничную продажу нефтепродуктов, по мнению РТС, должны выдаваться не только собственникам, но и арендаторам профильных производственных активов. И еще более радикально предлагается изменить практику выдачи свидетельств на оптовую торговлю нефтепродуктами, чтобы посредники могли получить их в заявительном порядке.
В дополнение к этому имеется в виду поднять ставку акциза на прямогонный бензин с 0 до 2190 рублей за тонну. Это - мера борьбы с суррогатным бензином на розничном рынке.
Предложения РТС поддерживаются Минэкономразвития РФ и МАП России. Но они не во всем устраивают Минфин РФ - очевидно, что предлагаемая схема существенно усложняет жизнь фискальным чиновникам, отвечающих за сбор акциза на нефтепродукты.
Но, в любом случае, изменения в систему уплаты акциза на нефтепродукты не возможны раньше будущего года: править можно только действующие законы, а новые правила по акцизам вступают в силу с 1 января 2003 года.
Как минимум начало нового года станет для топливного рынка тяжелым испытанием.
Комментарии