Новая схема уплаты акцизов на продажу бензина поможет нефтяным компаниям перераспределить сферы влияния

В России идет очередное перераспределение ролей между участниками бензинового рынка". Именно так, отвечая на вопрос "Независимой газеты", охарактеризовал нынешнюю ситуацию исполнительный директор Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. Толчком для передела станет изменение механизма взимания акцизов на бензин. Ведь теперь нефтяные компании получают еще больше возможностей для того, чтобы диктовать свои условия рознице. Как уже писала "НГ", с 1 января акциз на продажу бензина увеличился на 45%. Помимо этого изменяется и порядок его взимания: акциз теперь берут с продавцов бензина, а не с производителей. Принимая в прошлом году поправки к Налоговому кодексу, правительство стремилось перераспределить поступления от уплаты этих сборов между регионами. Теперь акциз должен следовать за бензином и выплачиваться не там, где находится нефтеперерабатывающий завод-производитель, а там, где этот бензин реализуется в розницу. То есть девять регионов, где сконцентрированы все российские НПЗ, должны поделиться со всеми остальными. На практике это пока что привело к росту цен на бензин, причем не только розничных, но и оптовых. Просто в нашей стране нет системы независимого обращения топлива. Бензиновый рынок давно поделен между крупными игроками. Только четыре нефтеперерабатывающих завода из 28 можно назвать относительно независимыми, отмечает Сергиенко. Нефтеперерабатывающие регионы, например Башкирия, не хотят отпускать от себя акциз, а территории, где нет НПЗ, давят на местные АЗС, чтобы те получали свидетельства участника рынка и начинали платить акциз. Владельцы заправок, в свою очередь, сталкиваются с тем, что их поставщики на новую схему переходить не собираются и поставляют бензин, в стоимость которого акциз уже включен. Получается, что АЗС нужно либо рвать старые связи и искать новых поставщиков, либо продавать бензин, в стоимость которого акциз заложен дважды. Так что цены на бензин растут: и по объективным причинам, и потому, что его продавцы пытаются предвосхитить будущие неприятности. Например, в Москве, где цены всегда сдерживались, с начала января оптовая стоимость топлива, на которую введение акцизов не должно влиять, увеличились в среднем на 2-7%. По словам Сергиенко, пока рано говорить о том, что новая система взимания акцизов полностью провалилась. Окончательно это станет ясно после 10 февраля, когда пойдут первые платежи по этой схеме. Кстати, по его мнению, 60-70% участников московского бензинового рынка не смогут получить свидетельства потому, что не имеют права. Этот документ дается тем, кто владеет более чем 50% капитала мощностей - перерабатывающих или сбытовых. В столице же большинство АЗС находятся в аренде. При этом еще не факт, что все, у кого с собственностью все в порядке, захотят работать по новому порядку. Уже бывали случаи, когда предприниматели, получившие свидетельство и столкнувшиеся с описанными проблемами, отказывались работать по нему. Исходя из того, что в этом году столица собирается потребить 3,8-4,2 млн. тонн. бензина, бюджет Москвы по новой схеме взимания акцизов должен бы получить около 5,5 млрд. руб. Но, учитывая вышесказанное, это весьма проблематично.
Комментарии