Идея правительства с нового года перераспределить акцизы на бензин и тем самым компенсировать отмену оборотных налогов, похоже, не удалась, и Россию может ждать передел бензинового рынка. Такие выводы сделал в среду исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) и Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко. По его словам, вскоре российские губернаторы могут заявить о недовольстве нововведениями и потребовать внести новые поправки в законодательство.
Для того чтобы отменить "вредные" оборотные налоги и найти для них замену, правительство внесло изменения в Налоговый кодекс. В результате с 1 января текущего года акциз на бензин был увеличен (высокооктановые марки раньше облагались налогом 2072 рубля за тонну, а теперь 3 тыс. рублей). Чтобы этот довесок могли почувствовать все регионы, уплату акциза решили перенести с производителя бензина на продавца, то есть владельца АЗС. Расчет был прост. По словам Григория Сергиенко, нефтеперерабатывающие заводы сосредоточены лишь в девяти регионах нашей страны, в то время как бензоколонки раскиданы повсюду.
По словам Григория Сергиенко, новые поправки в НК отменили действие старых норм, теперь вместо единого налога на вмененный доход владельцам АЗС придется платить больше сборов. "Некоторые операторы уже страхуются и превентивно повышают цены", - говорит эксперт, отмечая, что в некоторых регионах в рознице они поднялись на 4-6%. В одной из нефтяных компаний "Известиям" пояснили, что оптовые цены (их рост составил 2-7%) увеличились по объективным причинам: из-за аварии на омском заводе в декабре на рынок не поступил 1 млн. тонн нефтепродуктов, башкирские заводы загружены не на полную мощность, и у некоторых производителей возникли проблемы с доставкой продукции, так как МПС не обеспечило их достаточным количеством цистерн. После того как эти причины будут устранены, в феврале может произойти снижение оптовых цен, говорят нефтяники.
Однако предсказать поведение розничных бензиновых цен сейчас никто не берется из-за спекулятивных факторов - на рынке меняются деловые отношения. Независимые производители, похоже, вступают все в большую конфронтацию с нефтяниками, а губернаторы подогревают эту ситуацию.
По новым правилам торговцы бензином должны получить новые лицензии на работу до 25 января. Причем новые разрешения достанутся только собственникам АЗС. Григорий Сергиенко утверждает, что местные власти уже пытаются задействовать административный ресурс, чтобы владельцы бензоколонок в их регионах поскорее получили лицензии и начали платить налоги в местный бюджет. Однако нефтяные компании предпочитают пользоваться прежней схемой. При работе над законодательством налоговики обеспокоились, что большая часть топлива на пути от нефтяников к продавцам будет уходить из-под налогообложения, поэтому решили создать систему, при которой акциз можно платить на любом этапе - "в законе не прописано окончательно, кто является плательщиком", заключает Григорий Сергиенко.
Сейчас ситуация во многих регионах складывается так: нефтяники обещают работать только с теми, кто согласится покупать уже обложенный акцизом бензин. Розничным операторам приходится либо отказываться от этой схемы (тогда им не удается получить лицензию и платить налог в местный бюджет), либо соглашаться в ожидании недовольства от налоговиков и местных властей. В РТС утверждают, что из крупных компаний - владельцев АЗС получить свидетельства на работу и уплату налога в Москве согласились только ЛУКОЙЛ и Московская нефтяная компания. Ранее московский бюджет планировал получить от реализации акциза 5,5 млрд. рублей, теперь власти рассчитывают на 4 млрд. 60-70% операторов не могут получить свидетельства, так как не владеют, а лишь арендуют московские АЗС.
"Одна из задач [реформы] - перераспределение акциза и компенсация оборотных налогов - не состоялась. У нефтяников появился рычаг воздействия на администрацию регионов, а также возможность диктовать условия рознице. Дальше может последовать недовольство губернаторов, и в перспективе система может измениться, так как на это будет соответствующая политическая воля", - говорят в РТС. Окончательно расклад сил и последствия налоговых изменений можно будет оценить после 10 февраля, когда в бюджет должны поступить первые платежи по новой системе.
Комментарии