За первые две недели января цены на бензин в ряде регионов нашей страны выросли более чем на 10%. По мнению представителей Российской топливной ассоциации, это только начало. Аналитики прогнозировали, что в 2003 году бензин подорожает, но уже сейчас ясно, что рост его стоимости будет гораздо большим, чем предвещали прогнозы. И дело здесь не только в том, что ставка акцизов с 1 января увеличилась на 45%. Как предсказывают эксперты, это повышение само по себе должно привести к удорожанию бензина в среднем на 5-10% за год. Но помимо арифметического прибавления дополнительных процентов к акцизу вводится новый порядок его взимания.
По новой схеме уплаты акцизов, вступившей в силу с начала этого года, сборы должны взиматься не на нефтеперерабатывающих заводах, как это происходило всегда, а на автозаправочных станциях. Такой порядок был оговорен в поправках, внесенных в Налоговый кодекс в июле и декабре прошлого года. Предполагается, что введение новой схемы взимания акцизов позволит "перераспределить полученные средства между регионами". Грубо говоря, сборы должны были следовать за бензином и выплачиваться не там, где он производится, а там, где потребляется. Таким образом, регионам планировалось компенсировать потери, связанные с непоступлением в региональные бюджеты доходов от таких сборов, как, например, налог на пользование дорогами.
До 25 января все участники цепочки по производству и продаже должны получить специальные свидетельства на право реализации бензина. Для этого выдвигаются довольно жесткие условия: участник рынка должен быть владельцем перерабатывающих мощностей или АЗС либо же иметь в долевой собственности не менее их 50%. В Москве, Петербурге и других российских городах многие компании используют мощности по реализации на условиях аренды и по новому порядку просто не получат свидетельства. Понятное дело, что они продолжают работать по старой схеме. Нефтяные компании тоже не спешат обременять себя заботой о лишних бумажках и продолжают платить акциз на своих заводах.
Бензиновый рынок сейчас лихорадит: старые наработанные связи разрываются, региональные АЗС, испытывающие давление со стороны местных властей и налоговиков, вынуждены искать новых поставщиков. Да и нефтяные компании должны думать о том, стоит ли им обижать губернаторов территорий, где расположены их перерабатывающие мощности, уводом акцизных сумм в другие регионы. В итоге все это чревато возникновением абсолютно искусственного дефицита бензина и ростом цен на него.
Дополнительно осложнить ситуацию способна международная конъюнктура: и без внутренних акцизных проблем российским нефтяникам выгоднее поставлять свое сырье за рубеж.
Впрочем, многие аналитики настроены менее пессимистично - за год цены на бензин вряд ли вырастут более чем на 15-20% (без учета инфляции).
Цена на бензин в Петербурге уже к концу января подскочит примерно на 20%. Такой прогноз дал Олег Ашихмин, председатель "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга", профессионального партнерства городских владельцев АЗС. По его словам, к 13 декабря на городском оптовом рынке цена на нефтепродукты уже поднялась на 10% по сравнению с концом 2002 г.
Новый порядок взимания акцизов, по общему убеждению мелких нефтетрейдеров Петербурга, выгоден вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), так как их АЗС повышение цен не коснется. Члены РТС подозревают, что таким образом будет создана предпосылка раздела розничного рынка между восьмью крупнейшими ВИНКами.
По данным РТС, в России малый и средний бизнес (на его станциях и ожидается резкий скачок цен на бензин) владеет 70% розничного рынка торговли нефтепродуктами, ВИНКи контролируют на правах собственности лишь 30% АЗС. Теперь все будет наоборот.
Как сообщили в Управлении министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, на 13 января лишь одна компания в городе получила свидетельство участника топливного рынка из 18 поданных заявок. Ее имя не раскрывается.
Комментарии