Конфереция

Неудобный акциз

Хозяева АЗС против новой схемы взимания акцизов Новая схема взимания акцизов на нефтепродукты оказалась неудобной не только для владельцев АЗС, но и для большинства нефтяных компаний. Есть вероятность того, что регионы не получат этих акцизов, и тогда соответствующие недавно принятые поправки в Налоговый кодекс придется отменять. Согласно поправкам в Налоговый кодекс, с 1 января акцизы на нефтепродукты повышены на 45% и платить их должны не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) , коих в России около трех десятков, а владельцы 30 000 бензоколонок, расположенных по всей стране. Это было сделано для того, чтобы компенсировать регионам потерю отмененного дорожного налога. Согласно новой схеме, акциз должен уплачиваться при каждой перепродаже топлива. А конечное звено цепочки - АЗС, - получив от налоговиков подтверждение об уплате акциза, направит соответствующие документы обратно по трейдерской цепочке. На основании этих документов посредникам возместят или зачтут уплаченные ими суммы акциза. Все участники этого процесса должны будут получать в МНС свидетельства о постановке на учет в качестве налогоплательщиков, осуществляющих операции на оптовом или розничном рынке нефтепродуктов. Но чтобы получить такое свидетельство, надо быть собственником средств для хранения и реализации нефтепродуктов. А самая существенная деталь этой сложной схемы в том, что она не является обязательной. НПЗ по-прежнему могут закладывать акциз в цену топлива и уплачивать его в бюджет самостоятельно. По словам исполнительного директора Российского топливного союза (РТС) и Московской топливной ассоциации (МТА) Григория Сергиенко, в Москве операторы 55 - 60% АЗС не смогут получить в налоговых органах свидетельства, поскольку являются арендаторами, а не собственниками заправок. На конец прошлого года заявки на получение свидетельств подали владельцы лишь 170 из 700 московских АЗС. Но и нефтяные компании, производящие топливо, не спешат переходить на новую схему уплаты акциза. Как говорит Сергиенко, "ЮКОС", ТНК, "Славнефть" и три НПЗ Башкирии не перекладывают акцизы на владельцев автозаправочных станций и отказываются работать с операторами АЗС, имеющими налоговые свидетельства. Представитель одной из этих компаний объясняет приверженность к старой схеме так: одновременно получить подтверждения об уплате акциза по всей цепочке продавцов невозможно, поэтому акциз все равно приходится платить, а возмещение происходит с задержкой в месяц-полтора. То есть, говорит нефтяник, приходится бесплатно кредитовать государство. Противоположную позицию занимает "ЛУКОЙЛ". Представитель этой компании согласен с мнением коллеги, но считает, что новая схема взимания акциза ставит заслон фальсифицированному топливу. К тому же, говорит лукойловец, "мы не должны портить отношения с регионами, если хотим развивать в них свою деятельность". В правительстве никогда не было единого мнения о том, кто должен платить акциз на бензин. Например, Минэкономразвития никогда не верило, что компании перейдут на новые правила, при том что закон не запрещает работать по-старому. Теперь ведомство Грефа ждет результатов сбора налога за I квартал, которые помогут убедить правительство вернуться к старым правилам. "Видимо, весной придется готовить очередные поправки в главу НК об акцизах", - сказал руководитель департамента налоговой политики МЭРТ Михаил Орлов.
Комментарии