Конфереция

Акцизы приведут к переделу рынка нефтепродуктов

На российском топливном рынке начался передел сфер влияния, основным двигателем которого станет борьба региональных властей за акцизы от реализации нефтепродуктов Как стало известно в начале января, администрация Воронежской области подготовила "эксклюзивное" соглашение с "Сибнефтью" о поставках в регион до 500 тыс. тонн нефтепродуктов. Параллельно владельцы автозаправок региона должны будут заново пройти регистрацию, а покупать нефтепродукты им разрешат после этого исключительно у "Сибнефти". Это означает фактическое вытеснение с регионального рынка прежнего лидера ЮКОСа, который оказался не в состоянии обеспечить столь масштабные поставки. С помощью подобной "централизации" - а фактически монополизации рынка - администрация добивается того, чтобы акцизы от продажи топлива полностью шли в воронежский бюджет. Как сообщил РБК источник в администрации соседней Белгородской области, такие переговоры ведутся сейчас еще в нескольких регионах, а значит, российскому рынку нефтепродуктов угрожает передел сфер влияния. До сих пор у экспертов по рынку нефтепродуктов не было никаких сомнений, что ЮКОС контролирует ситуацию на воронежском рынке (общий объем рынка составляет 800 тыс. тонн в год на сумму порядка 5-6 млрд руб.) и в этом его поддерживает областная администрация. Так, в прошлом году местные власти отказались рассмотреть обвинения независимых поставщиков, указывавших на то, что ЮКОС монополизировал поставки нефтепродуктов и за счет демпинга переманивает клиентов независимых АЗС. Теперь же администрация вдруг заключает монопольное соглашение с "Сибнефтью". Одновременно в Воронеже собираются принудить всех поставщиков топлива пройти регистрацию и получить новое свидетельство о правомочности торговли нефтепродуктами. Вслед за этим предполагается обязать их покупать топливо через нефтебазу "Новус-ойл" у единственного оптового поставщика - "Сибнефти". Фактически оба шага противоречат действующему законодательству о регулировании деятельности по торговле нефтепродуктами. Основными причинами этой ситуации стали новая система взимания акцизов от торговли нефтепродуктами (их теперь платят не НПЗ, а непосредственно АЗС) и, соответственно, большие возможности, открывшиеся перед регионами, где отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Если ранее они практически ничего не получали от акцизов, нововведение позволяет им перечислять в региональный бюджет 60% от суммы акциза на торговлю нефтепродуктами (остальные 40% уходят в федеральный бюджет), которым облагаются владельцы АЗС. Однако, с другой стороны, области, где производятся нефтепродукты, не хотят упускать эти доходы, так как ранее акциз платили НПЗ - соответственно, в бюджет своего региона. "Сейчас нефтеперерабатывающим регионам гарантировано поступление акцизов от всех произведенных нефтепродуктов, если же акцизы перенести на АЗС, то они лишатся значительных доходов", - сказал РБК начальник Главного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Воронежской области Аркадий Можаитов. Разрешить это противоречие можно только на федеральном уровне, однако ситуация на внутреннем рынке за это время может несколько измениться. Уже есть многочисленные случаи, когда перерегистрировавшимся трейдерам нефтепродуктов НПЗ отказывали в поставках. По словам Аркадия Можаитова, "НПЗ не хотят отпускать топливо тем компаниям, которые прошли регистрацию, так как в этом случае акциз уходит в другой регион, что совершенно не выгодно местной администрации". В результате администрация Воронежской области, заставляющая владельцев АЗС регистрироваться, столкнулась с угрозой дефицита топлива в регионе, так как НПЗ отказывались отпускать топливо. ЮКОС, до сих пор основной поставщик местной администрации, оказался не готов гарантировать необходимый области критический объем поставок, поэтому администрация обратилась к "Сибнефти"", - говорит г-н Можаитов. Предполагается, что "Сибнефть" будет поставлять в регион порядка 500 тыс. тонн нефтепродуктов в год и тем самым станет крупнейшим поставщиком, потеснив ЮКОС. В свою очередь администрация области намерена обязать владельцев АЗС покупать нефтепродукты у "Сибнефти". В самой "Сибнефти" отказались подтвердить РБК факт переговоров, отметив, что никакого конфликта с ЮКОСом не существует. В принципе введенные учетно-авансовые схемы уплаты акцизов были призваны упростить движение нефтепродуктов от производителя к потребителю за счет вытеснения с рынка посредников. "Предполагалось, что посредники, покупающие топливо для перепродажи, просто не смогут пройти регистрацию, так как владение автозаправочными станциями или нефтебазами является одним из условий регистрации", - отметил в беседе с корреспондентом РБК главный аналитик института финансовых исследований Григорий Выгон. Однако согласно закону процедура регистрации не является обязательной, что и привело к обострению ситуации на топливном рынке. В результате одни поставщики топлива проходят перерегистрацию, а другие отказываются от этого. Власти большинства регионов заинтересованы в том, чтобы поставщики топлива поголовно проходили регистрацию, тогда как власти регионов, где расположены нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), наоборот, в том, чтобы поставщики не регистрировались. Между тем Воронежская область не одинока в своих проблемах - как сказал РБК источник в администрации Белгородской области, там тоже ведутся подобные переговоры, однако не уточнил название компании. По мнению источника, такие же действия могут предпринять и другие регионы. В результате этого карта поставок нефтепродуктов может несколько измениться. При этом вырастет рыночная доля отдельных крупных нефтяных компания, тогда как доля независимых поставщиков сильно сократится. "В сложившихся условиях НПЗ будут отпускать нефтепродукты только "своим" нефтетрейдерам, - считает Григорий Выгон, - а это означает дальнейшую монополизацию на топливном рынке". Серьезно улучшить свои позиции на внутреннем рынке смогут компании, которые способны изыскать свободные ресурсы нефтепродуктов для поставок в регионы, столкнувшиеся с подобной проблемой и одновременно несвязанные какими-либо "договоренностями" с региональными властями. К таким компаниям эксперты относят, прежде всего, "Сибнефть" и ТНК, в собственность которых в декабре прошлого года перешли два НПЗ "Славнефти" - "Ярославнефтеоргсинтез" и НПЗ им. Менделеева. Самым "обремененным" оказывается ЮКОС, предприятия которого сконцентрированы в Самарской области - соответственно, уход акцизов с них означает большие потери для областного бюджета, против чего будет выступать губернатор. Впрочем, эксперты полагают, что проблема будет разрешена достаточно мирно. "Открытой войны не будет - нефтяные компании уже понимают, что ценовая война ведет к потерям, поэтому они предпочтут договориться", - говорит г-н Выгон. Тем не менее очевидно, что ряду крупных компаний (скорее всего, ЮКОСу и "ЛУКОЙЛУ") придется потесниться.
Комментарии