Конфереция

Солярку от "ЮКОСа" забраковали. Литовские дальнобойщики

Январские морозы, не обошедшие Прибалтику, стали неприятной неожиданностью для "ЮКОСа", лишь осенью получившего контроль над литовским нефтеконцерном Mazeikiu Nafta (MN). Литовские автотранспортники и операторы АЗС говорят, что Мажейкский НПЗ стал делать некачественное дизельное топливо, которое замерзает в моторах. В "ЮКОСе" эти претензии опровергают, заявляя, что во всем виновата "нетипично холодная" зима. В состав Mazeikiu Nafta входит единственный в стране НПЗ, перерабатывающий около 8 млн т нефти в год, нефтепровод и терминал Бутинге. В сентябре 2002 г. "ЮКОС" стал владельцем контрольного пакета акций (53,7% ) Mazeikiu Nafta. НПЗ ежемесячно производит примерно 200 000 т дизтоплива. В Литве потребляется около 70 000 т дизель-топлива в месяц. Помимо Mazeikiu Nafta, дизель поставляют норвежская Statoil и финская Neste. В начале января в Литве установились небывалые морозы - до минус 30 градусов. "Дизельное топливо Мажейкского НПЗ, содержащее большое количество парафина, не выдерживало таких низких температур, замерзая в моторах и баках, - заявил "Ведомостям" президент литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Алгимантас Кондрусевичус. - Автобусы в Вильнюсе замерзали прямо на маршруте, приходилось везти их на сцепке в парк, чтобы отогреть топливо". Представитель небольшой каунасской автотранспортной компании говорит, что к тому же на таком морозе расход топлива колоссально вырос - с 35 л на 100 км до 46 л. Владелец одной из сетей АЗС в Литве говорит, что в этом году MN делает плохое дизтопливо: оно замерзает уже при минус 20, а претензии приходится выслушивать заправщикам. "Мажейкский НПЗ у нас монополист. Его топливо стоит почти как в Европе (около $0,70 за литр) , а качество страдает. При этом дизельное топливо из России или Белоруссии дороже, потому что облагается 15% -ной пошлиной". В итоге, говорит бензоторговец, приходится закупать норвежское топливо, рассчитанное на арктические условия. Сейчас Linava пытается оценить убытки, которые в итоге понесли автоперевозчики, однако Кондрусевичус говорит, что выдвинуть судебные претензии к Mazeikiu Nafta вряд ли удастся. В "ЮКОСе" комментариев вчера получить не удалось. А пресс-секретарь MN Тадас Аугустаускас винит во всех проблемах природу. "В том, что топливо застыло в машинах, виноваты не мы, а нетипично холодная для этих мест зима, - говорит он. - Наша продукция полностью соответствует международным стандартам, это топливо выдерживает температуру до минус 26 градусов". По словам Аугустаускаса, сейчас завод думает над производством морозоустойчивого дизтоплива арктического класса. "Оно будет примерно на 5% дороже, а правительство Литвы думает о том, чтобы сделать арктический стандарт обязательным", - говорит он. ТОПЛИВО ДЛЯ МОРОЗА: Московский НПЗ вскоре перейдет на выпуск дизельного топлива с температурой замерзания минус 35 градусов по Цельсию в связи с сильными морозами в московском регионе. Такое решение было принято на совещании поставщиков нефти на Московский НПЗ. До сих пор топливо МНПЗ выдерживало мороз до минус 25 градусов.
Комментарии