Наступивший 2003 год пройдет под знаком повышения цен практически на все товары и услуги, пользующиеся стабильным спросом. Чтобы понять это, не нужно читать астрологические и макроэкономические прогнозы. Достаточно ознакомиться с последними решениями соответствующих министерств и ведомств.
Это связано с введением с 1 декабря 2002 года новых правил сертификации лекарств. Хотя пик подорожания пришелся на декабрь (некоторые аптеки подняли цены на отдельные препараты в 1,5 раза), пока производители окончательно не перестроятся на новую систему сертификации, рост цен не прекратится. В общей сложности, по мнению участников фармацевтического рынка, импортные медикаменты подорожают на 30%, а отечественные - на 10%. Напомним, что в прошлом году в связи с введением 10% НДС на лекарства, только по официальным данным, цены выросли на 11,5%. Это в 2 раза больше первоначального прогноза Минздрава.
Согласно решению Министерства по налогам и сборам, ставки акциза на алкогольную продукцию проиндексированы с 1 января 2003 года на 15%, на пиво - на 25%. С одной стороны, доля акциза в формировании цены не так уж и велика: налоговая нагрузка на пачку сигарет или на бутылку пива - 5% от отпускной цены, на остальной алкоголь - 30%. Но повышение акцизов развязывает руки продавцам и, безусловно, спровоцирует рост розничных цен. По прогнозам пивоваров, хмельной напиток подорожает на 15-20%. Цены на водку и шампанское, по прогнозу Национальной алкогольной ассоциации, вырастут на 20%. Кроме того, уже в этом месяце на рубль с копейками поднимется цена пол-литровой бутылки водки, а бутылка вина подорожает на 2-3 рубля - это произойдет из-за того, что МНС ввело новые, так называемые региональные марки. На фоне общего подорожания алкогольной продукции должны несколько подешеветь виноградные вина - на них акцизы не поднялись. В этом году подорожают и табачные изделия. Производители табака винят во всем опять же изменения в акцизах. Раньше налог брали от количества продукции (за тысячу штук сигарет), а сейчас к акцизу добавляется адвалорная (процентная) составляющая с отпускной цены.
В МНС не исключают, что новшества могут вызвать снижение отпускных цен производителей табачных изделий. Но цены все равно вырастут за счет 'накрутки' в оптовом звене.
По мнению экспертов, введение адвалорной составляющей может вытеснить с рынка дешевые сигареты, поскольку розничная цена в этом сегменте приблизится к средней категории. В этом случае потребители, естественно, предпочтут покупать более качественный товар по той же цене. В целом налоговики прогнозируют подорожание табачных изделий в 2003 году на 1,5-2 рубля за одну пачку.
С 1 января 2003 года вступил в силу новый транспортный налог, который заменил налоги с автовладельцев и пользователей автодорог. Раньше автомобили делились по мощности мотора на две группы, теперь - на шесть. Базовые ставки по федеральному закону растут вместе с мощностью от 5 до 30 рублей за лошадиную силу. При этом главам субъектов федерации дано право по своему желанию менять ставки - уменьшать до нуля или увеличивать, но не более чем в пять раз. Региональные лидеры этим правом уже воспользовались. В Москве, например, машины мощностью до 70 л.с. от налога освободили, налог на автомобили с мощностью двигателя от 70 до 100 л.с. составит 5 рублей с каждой 'лошади' (350- 500 рублей). Для более мощных машин.',ан с двигателем 100-150 л.с. он будет составлять 10 рублей за единицу мощности (1000-1500 рублей), для машин с двигателем 150-200 л.с. - 15 рублей (2250- 3000 рублей), для машин с двигателем 200-250 л.с. - 20 рублей (4000-5000 рублей), для еще более мощных легковушек - по 25 рублей за каждую лошадиную силу.
Другой стала и схема уплаты налога. С 1 января следить за ней будет не ГАИ, а Министерство по налогам и сборам. С одной стороны, стало проще получить талон техосмотра (раньше без квитанции об уплате транспортного налога ТО не выдавали). С другой - контролировать процесс оплаты теперь будут налоговики. МНС будет рассылать всем автовладельцам уведомления об уплате налога, а затем будет проверять поступление денег. Неплательщикам пришлют письменное уведомление, а если это не возымело действия, нарушителя привлекут к суду. Ему грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и пени (7 копеек с каждых ста рублей долга в день).
Хуже всего придется тем, кто продал машину по доверенности: с них будут требовать налог на то, чем они фактически не владеют.
Новый транспортный налог - не единственный удар МНС по карману автовладельцев. Еще осенью Российский топливный союз заявил, что в связи с введением новой схемы уплаты акциза (он увеличился на 45%) на нефтепродукты в начале 2003 года цены на бензин могут взлететь почти вдвое. Эти прогнозы пока не сбылись. С нового года повышение потребительских цен на автомобильный бензин в среднем по России составило 0,4%. В 79 центрах субъектов РФ цены на бензин не изменились, в том числе в Москве и Петербурге (Аи-92 - 9,8 рубля, а Аи-95- 10,8 рубля).
Однако, как заявил Газете исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергеенко, такая ситуация долго на рынке не продержится. Все дело в том, что сейчас в розницу распродаются запасы топлива, закупленные компаниями еще в прошлом году. Кроме того, с ноября 2002 года произошло сезонное снижение оптовых цен на бензин (например, 'девяносто второй' подешевел на 2,2 тысячи рублей за тонну). Таким образом, сейчас доходность АЗС составляет 25-30%. Она снизится, когда заправки станут закупать топливо по новым ценам. Это произойдет в конце января: тогда, скорее всего, будет первое незначительное (не более 1%) повышение цен на бензин. Серьезное же повышение может произойти весной. Это связано с тем, что с 1 февраля будут снижены пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, в результате чего нефтекомпании будут пытаться вывести максимальное количество нефти за рубеж. Таким образом, будет создан искусственный дефицит на внутреннем рынке. Кроме того, начнется сезонное повышение оптовых цен. Все это может привести к повышению цен на бензин на АЗС на 1,5-2 рубля за литр.
Манипуляции с акцизами на бензин и транспортным налогом, вероятно, отобьют охоту у некоторых автовладельцев пользоваться собственными транспортными средствами, и они пересядут на общественный транспорт. Благо стоимость проезда на нем куда ниже стоимости литра бензина. Как сообщил глава столичного метрополитена Дмитрий Гаев, бюджет его компании на этот год не предусматривает повышения стоимости проезда. Напомним, что с 1 января 2003 года проезд в подземке уже подорожал до 7 рублей. По словам Дмитрия Гаева, доходы московского метро будут повышаться за счет отсечения недобросовестных пользователей путем внедрения смарт-карт. Также в этом году не планируется разделять метро на ценовые зоны, что должно было поднять цены на проезд для ряда пассажиров. Что касается автобусов, трамваев и троллейбусов, то цена за одну поездку в них поднялась в январе до 6 рублей и вряд ли изменится до конца года.
Другое дело - поезда дальнего следования. В течение 2003 года, по решению Министерства путей сообщения, стоимость проезда в них повысится на 12%. В МПС уверяют, что это, учитывая низкую покупательскую способность населения, предельное значение на этот год. Стоимость проезда будет повышаться постепенно, и не исключено, что тарифы будут регулироваться в зависимости от времени года, спроса на поезда того или иного направления, типа вагона. Так, с 15 января по 27 февраля в среднем на 12% повысятся тарифы на пассажирские перевозки дальнего следования в купейных и спальных (люкс) вагонах всех категорий поездов. Как заявили в МПС, это пробное повышение цен проводится для того, чтобы проанализировать, как подорожание билетов отразится на объеме перевозок. В зависимости от результата эксперимента МПС оставит тарифы или снизит их до прежнего уровня.
Ожидавшегося в конце прошлого года повышения импортных пошлин на корпусную мебель пока не произошло - вероятнее всего, решение будет принято до конца января. Но в ожидании этого события некоторые западные компании уже подняли цены на мебель из натурального дерева. В частности, в ИКЕА кухонные гарнитуры с дверцами из массива дуба и бука подорожали на 20%, несмотря на обещанную фиксацию прошлогодних цен до 28 февраля 2003 года. Отечественные производители корпусной мебели, в большинстве своем работающие на импортном сырье, пока не пересматривали ценовую политику. Скорее всего, это произойдет в феврале-марте.
По оценкам экспертов, повышение пошлин вызовет рост цен на импортную мебель на 15-20%. Причем больше всего изменение ввозных правил скажется именно на мебели из массива. Подорожает и продукция отечественных мебельщиков. По прогнозам, повышение цен будет в среднем на 10%.
К концу этого года правительство Москвы намерено ввести 100-процентную оплату коммунальных услуг. Пока же этого не произошло, власти города выпустили постановление, согласно которому проживающие в квартирах по договору коммерческого найма должны платить 1,8-2,3 рубля в месяц за квадратный метр общей площади. Конечная сумма зависит от наличия удобств и этажности. При этом столичное правительство решило немного охладить негодование москвичей от грядущих реформ оплаты ЖКХ и дать им передышку.
Согласно распоряжению первого заместителя мэра Москвы Петра Аксенова, в январе-феврале этого года почти на треть снизится плата за жилье для всех москвичей. Такое решение вызвано победой в суде столичного пенсионера Виктора Введенского, который оспорил прошлогоднее повышение ставок на техобслуживание домов с 0,7 рубля за квадратный метр до 1,8 рубля. Повышение было проведено с нарушением законодательства, и поэтому до марта 2003 года москвичи будут меньше платить за жилье в счет компенсации переплат.
Однако цены на газ и электроэнергию в этом году будут только расти. Согласно правительственному прогнозу, предельный размер повышения цен на газ в 2003 году составит не более 20%. Это, в свою очередь, приведет к увеличению затрат в энергетике не более чем на 4-6%. Что касается электричества, то по программе РАО 'ЕЭС' за год тариф вырастет в 1,6 раза - то есть за тепло, газ и энергию придется платить в среднем на 20-30% больше, чем в прошлом году.
Комментарии