Конфереция

Цены на топливо будут расти и впредь

Россияне получили весьма сомнительный новогодний подарок. 1 января ставка акциза на бензин увеличилась на 45%. Более того, изменился порядок его взимания - уплата акциза перенесена с нефтеперерабатывающих заводов непосредственно на АЗС. Нововведения связаны со вступлением в силу изменений в главу 22 Налогового кодекса "Акцизы", касающихся взимания акцизов на нефтепродукты. Изменения в системе налогообложения для конечного потребителя означают, что цены на топливо в 2003 году будут расти, что в свою очередь запустит целый ряд инфляционных механизмов. Сегодня вопрос только в сроках и размере этого роста. Специалисты говорят о том, что существует 2-3 недельный лаг с момента повышения оптовых цен до момента роста розничных. Но это в теории, а российская практика всегда отличалась тем, что шла в разрез с теоретическими выкладками. Так произошло и на этот раз. Уже в начале года стало понятно, что факторов рост цен на топливо гораздо больше, чем только повышение ставки акциза. Увеличение акциза оказалось лишь вершиной ценового айсберга. За первые 10 дней января отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов выросли в среднем на 10%. И это повышение вполне можно назвать обстоятельством форс-мажорным. Дело в том, что новый порядок взимания акциза подразумевает освобождение от его уплаты производителя нефтепродуктов и переносится на их продавца. Таким образом, по логике вещей цена НПЗ 1 января должна была бы уменьшиться на величину акциза - приблизительно на 10%. Но она не только не уменьшилась, а возросла. Причем абсолютный рост в данном случае составляет сумму величины уже не удерживаемого акциза и фактического роста отпускной цены. То есть можно говорить о том, что реальный рост отпускных цен НПЗ за первую декаду января составил 20%. К сожалению - это не предел. Петербургские операторы получили уведомление о дальнейшем повышении отпускных цен. Бензин марки Au76 будет стоит 9100 руб/т., Au 92 - 11700, Дт (зим) - 7850 руб/т. Наряду со значимым повышением оптовых цен уже сейчас нередки ситуации, когда акциз приходится платить дважды. Это связано с тем, что у одних участников рынка есть свидетельства на право совершения операций с нефтепродуктами, а у других нет. И если на пути от производителя до АЗС встречаются и те, и другие, то акциз приходится платить столько раз, сколько топливо переходит из рук обладателя свидетельства в руки оператора его не имеющего. Естественно возрастает и итоговая цена. Положение топливников осложняется и тем, что 1 января на 12% вырос тариф на ж/д перевозки, а с 1 февраля и "Транснефть" увеличивает тариф на 30%. Помимо этого рост цен на электроэнергию составил - 14% и при существующих "наполеоновских" планах реформирования электроэнергетики никто не удивиться, если этот рост продолжиться. Топливные операторы оказались весьма в непростой ситуации. Ведь помимо того, что им придется платить акциз, участвовать в сложной схеме его возврата и фактически кредитовать бюджет, у них есть еще и фактор спроса. Оператор не может просто посчитать и выставить запредельную цену. Такое топливо просто не купят. Но есть и еще один фактор - демпинг со стороны Вертикально-Интегрированных Нефтяных Компаний. Они имеют значительный ресурс для поддержания цен на низком уровне, но до поры. До того момента, когда "независимые" операторы будут вынуждены уйти с рынка. После этого ВИНК получает карт-бланш на проведение любой политики и установления любых цен. Собственно и в ситуации, складывающейся на топливном рынке многие склонны винить именно ВИНК и пролоббированные ими изменения Налогового Кодекса, ставящие "независимых" операторов в очень сложные условия и ведущие к обвальному росту цен на топливо. "Цена на топливо в Петербурге в ближайшее время вырастет на 20% по всем видам, - считает вице-президент Российского Топливного Союза Олег Ашихмин. - В складывающейся обстановке, по всей видимости, это произойдет уже во второй половине января, а не в феврале, как мы предполагали ранее". Между тем во многих регионах цены уже выросли. Так по сообщению АО "Иркутскнефтепродукт", розничные цены на моторное топливо в Иркутской области в первые 10 дней января увеличились на 6-8%. Сейчас литр бензина АИ-98 стоит 12,2 руб (в декабре - 11,7 руб). Цены на нефтепродукты на Сахалине с 1 января выросли на 3-4%, а в Тюменской области - на 9-12%. В Санкт-Петербурге цены на 92-й бензин выросли на 5,15%, в Ижевске на 10%, в Ставрополе на 3,9%. Самый незначительный рост отмечен в Москве - 2%. Все рекорды побил Красноярск. В первые дни Нового года цены взлетели цены. Аи-92 на всех АЗС стоил 12,5 рублей. Причем тут же нашлись виновные. Оказывается, инициатором повышения отпускной цены на бензин и другие горюче-смазочные материалы на территории Сибирского федерального округа с 30 декабря 2002 года по сегодняшний день стали не законодатели, не оптовые продавцы, поставляющие нефтепродукты для дальнейшей реализации в округ, а... розничные торговцы. К такому выводу пришли специалисты Южно-Сибирского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которые проводили проверку по факту согласованных действий некоторых автозаправочных станций, выраженных в синхронном повышении цен на ГСМ. Слушание дела, возбужденного Южно-Сибирским ТУ МАП уже назначено на 12 февраля. А цены волевым актом вернули почти на "исходные" позиции. По состоянию на 10 января уровень розничных цен в регионах Сибири составил: в Новосибирске - на бензин марки АИ-92 - 11,50 рублей за литр; на А-80 - 9,50 рубля; на дизельное топливо - 9,50 рубля; в Красноярске, соответственно, - 11,50, 9,40, 10,50 рубля; в Барнауле - 10, 8, 10 рублей. Вот только долго ли они на этом уровне останутся? Так или иначе, рост цен на топливо - проблема не только топливников и автомобилистов. Вместе с ними сомнительный подарок на Новый Год получило и Правительство. Собираемость налогов при существующей схеме уплаты и взимания акцизов - вопрос очень спорный, тогда как усиление инфляционных настроений - факт уже свершившийся. В течение всего прошлого года представители правительства говорили об удержании прироста уровня потребительских цен в пределах 12-14%. Во второй половине года стало очевидно, что речь идет о верхней границе интервала, а в декабре представители правительства признали, что и на этом уровне удержаться не удастся. В результате по данным Госкомстат за 2002 г. инфляция составила 15,1%. По крайней мере, успокаивает то, что есть прогресс. В 2001 г. рост потребительских цен составлял 18,6%, в 2000-м - 20,2%. То есть - третий год подряд уровень инфляции снижается. Вот только, учитывая то, что "топливная" составляющая в цене любого товара - 20-35%, сохраниться ли при таком положении на топливном рынке эта едва наметившая тенденция на снижение инфляции? Или в случае с бензиновыми налоговыми "ноу-хау" опять получиться, что "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Комментарии