По традиции первый месяц года всегда считается периодом наиболее резкого роста цен. Так, в прошлом году инфляция за январь превысила 2,5 процента, тогда как во все правительственные документы закладывалась цифра 12 процентов за целый год. Более того, к марту статистические органы и федеральные власти вынуждены были объяснять, почему никак не удается справиться с ростом цен. Все они приходили к выводу, что объясняется это неизбывной любовью россиян много потреблять продовольственных товаров в течение наших многочисленных январских праздников. Пока еще сложно говорить о том, какой уровень инфляции будет в январе 2003 года, но уже сейчас ясно, что немалую долю в повышении цен до конца месяца сыграет изменение налогового законодательства. В частности, оно приведет в ближайшее время к подорожанию горючего и тарифов на пассажирские перевозки, а также к уже начавшемуся повышению стоимости сахара и кондитерских изделий.
С сахаром ситуация была совершенно предсказуема. С 15 декабря прошлого года резко (почти в 3 раза) выросли импортные пошлины на так называемый сахар-сырец - полуфабрикат, приобретаемый российскими компаниями за рубежом для выработки пищевого сахара. При этом сократились квоты на его ввоз в Россию. Дело в том, что сахар-сырец, из которого потом производится белый сахар, используемый в кондитерских целях, частично производится на территории России - в южных областях, частично закупается в странах СНГ, в первую очередь на Украине. Об этом существует официальное межправительственное соглашение, регулирующее порядок поставок сырца по межправительственным контрактам. Однако осенью правительство Российской Федерации решило в интересах собственных сахаропроизводителей снизить эту квоту, а для тех, кто покупает сырец на свободном рынке, просто поднять импортные пошлины. Результат не замедлил сказаться. По предварительным данным, белый сахар на территории России за последние недели декабря подорожал в среднем на 2 процента. Правда, неравномерно. Дело в том, что рост цен на этот продукт имеет ярко выраженный сезонный характер. Первая волна спроса порождается зимними заготовками и наиболее ощутима в средней полосе и на юге России. Вторая волна - рост потребления сахара со стороны крупных кондитерских комбинатов, расположенных вблизи мегаполисов, в связи с наступлением череды новогодних праздников. Как выяснилось, они увеличили объемы потребления сахара незначительно, чем и объясняется столь малое подорожание сахара. Однако в ближайшее время могут дать знать о себе повысившиеся импортные тарифы на ввоз какао-бобов. Вот тогда мы сможем полностью ощутить на себе повышение ввозных тарифов на продукты питания. Но произойдет это не раньше конца января - начала февраля.
Совершенно иная ситуация с ценами на горючее. Еще в октябре Ассоциация нефтяных компаний Петербурга, а вслед за ней и Ассоциация автоперевозчиков выразили в жестком виде обеспокоенность новой системой взимания акцизов за нефтепродукты. Дело в том, что в соответствии с новой версией федерального закона об акцизах теперь все продавцы топлива оплачивают акциз при его покупке. Причем неважно, сколько ты его приобрел и сколько из этого объема продашь. Фактически это привело к тому, что если раньше акциз платился в бюджет из кошелька конечного покупателя бензина только один раз при продаже на автозаправочной станции (АЗС), то теперь на каждом этапе перепродажи - от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до владельца автомобиля. Естественно, это значительно удорожало бензин. Кроме того, новым законом предусматривалось внедрение на всех 30 тысячах автозаправочных станций специального налогового контроллера, что создавало неудобства как самой налоговой инспекции, так и АЗС. По мнению федеральных властей, таким образом им легче станет контролировать процесс продажи горючего на каждой из АЗС. Кроме того, предполагалось, что со временем новый порядок взимания акцизов позволит крупным нефтепредприятиям вытеснить с местного рынка мелких продавцов, которых очень тяжело отслеживать.
Еще осенью представители Нефтяного клуба Санкт-Петербурга выразили большое сомнение в эффективности таких средств налаживания контроля за местным топливным рынком, но вот закон вступил в силу и теперь приходится ему подчиняться. Первым итогом. стало незначительное повышение цен на топливо - от 30 процентов на заправках Neste до 3 на АЗС, принадлежащих одной из крупнейших владельцев АЗС -ПТК. И это только начало. По неофициальным данным, цены на горючее в Петербурге повысятся на 20-50 процентов до конца месяца. Пока же между ведущими операторами рынка ведутся переговоры о величине потенциального подъема цен: сказался запоздалый выход из новогодней спячки. К этому стоит добавить, что в нашем городе нет монополиста в этой отрасли, который мог бы диктовать другим участникам рынка свои услуги. Большая часть АЗС принадлежит трем компаниям - Петербургской топливной компании (ПТК), "Славнефти" и Neste. Так что рост Цен на топливо во многом будет стихийным. При этом от договоренности между топливниками зависит очень многое. В частности, повышение цен на перевозки пассажиров маршрутными такси. По словам последних, сигнал к увеличению тарифов дала городская администрация, повысившая цены на проезд в городском транспорте. Теперь слово за нефтяниками. Пока же, по неофициальной информации, стоимость проезда в маршрутных такси в центре города может к концу января повыситься на 2-5 рублей. Не смертельно, но уже неприятно то, что повышение цен вызывается не естественными факторами - увеличением спроса на тот или иной продукт, а чисто организационными решениями со стороны властей. Так что новогоднее повышение цен теперь никак нельзя назвать рыночным или естественным.
Комментарии