Вице-премьер правительства Виктор Христенко, возглавляющий комиссию по доступу к экспортным трубопроводам, окончательно разрушил надежды нефтяников на увеличение объема поставок нефти на внешний рынок в первом квартале наступившего года, пишет "Время новостей". Несмотря на обращения глав нефтяных компаний к руководству правительства, в которых нефтяники возражали против увеличения транзита казахской нефти по системе магистральных трубопроводов "Транснефти" и против исключения латвийского порта Вентспилс из экспортного графика, чиновники не удовлетворили эти просьбы.
Вчера вечером г-н Христенко заявил, что комиссия не будет менять утвержденный график экспорта нефти на первый квартал: "На сегодняшней день он соответствует нашим техническим и технологическим возможностям в реализации задач в первом квартале этого года". "Мы сейчас смотрим вопросы технологических регламентов -- есть ли ресурсы для такого увеличения", -- сказал вице-премьер. А по итогам работы будут приниматься решения об увеличении экспорта нефти, начиная со второго квартала.
На оба коллективных послания нефтяников Виктор Христенко ответил отказом. "Россия выделяет объемы транзита нефти из Казахстана на основе межправительственного соглашения между РФ и Казахстаном", -- сообщил он. Говоря о прибалтийском направлении, вице-премьер заметил: "Российская трубопроводная система загружена здесь на 100 процентов". Он также добавил, что использование терминальных систем, в том числе порта Вентспилс, зависит лишь от участия России в перспективах тех или иных нефтепроводных направлений. Очевидно, что подключать к экспорту латвийскую систему российское правительство сейчас не намерено, однако решить проблемы нефтяников, которые в условиях высоких цен на нефть постоянно наращивают добычу, тоже пока не может.
Однако, по мнению аналитика нефтяного агентства Petroleum Argus Михаила Перфилова, государство делает большую ошибку, отказывая нефтяникам в увеличении экспорта. России, говорит эксперт, необходимо учитывать, что ОПЕК в последнее время активно увеличивает квоты на добычу нефти (в воскресенье страны ОПЕК приняли решение увеличить производство на 1,5 млн баррелей в сутки). "Добыча стремительно растет, и, казалось бы, государство должно использовать любую возможность для увеличения экспорта, чтобы не потерять долю рынка и стабилизировать цены внутри страны, -- считает г-н Перфилов. -- Ведь компании так или иначе найдут способ вывезти добытую нефть не по трубе, так по железной дороге или по рекам. А в результате контроль государства над нефтяниками, который сейчас осуществляется за счет регулирования доступа к трубопроводу, будет ослабевать".
В июле, отмечает эксперт, через Приморск было отгружено 1 млн т нефти, через терминал в Бутинге -- 800 тыс. т и через порт Вентспилс -- 500 тыс. т. При этом по новому графику на первый квартал текущего года через Приморск пойдет около 1 млн т нефти в месяц, через Бутинге -- 800 тыс. т, а Вентспилс использоваться не будет.
Однако, по мнению вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, для того чтобы заполнить Вентспилс, придется снять часть объемов с Приморского порта. Загрузить одновременно оба направления не позволяет мощность трубы, а вкладывать деньги в увеличение объемов трубы, которая находится на территории другой страны, г-ну Григорьеву кажется нецелесообразным, учитывая планы по расширению Балтийской трубопроводной системы.
Нефтяники пока заняли выжидательную позицию. В ЮКОСе, ЛУКОЙЛе, "Сибнефти" и ТНК вчера отказались комментировать решение правительственной комиссии.
Между тем в марте, как сообщил г-н Христенко, правительство планирует рассмотреть еще один экспортный вопрос. По словам вице-премьера, именно тогда кабинет министров планирует определить, по какому маршруту будет строиться нефтепровод для транспортировки российской нефти из Восточной Сибири: Ангарск--Дацин (Китай) или по поддерживаемому Японией направлению Ангарск--Находка.
Комментарии