Заявление Михаила Касьянова о том, что все нефтепроводы должны находиться в госсобственности, ударит по позициям отдельных компаний, однако государство ничего от этого не потеряет
На прошлой неделе в Мурманске Михаил Касьянов заявил о том, что все нефтепроводы в стране - как существующие, так и строящиеся - должны принадлежать государству. Заявление это стало логичным ответом ряду нефтяных компаний, которые фактически претендуют на то,
чтобы постепенно получить контроль над существенными объемами экспортных поставок нефти. В ответ на заявления Касьянова нефтяники могут демонстративно заморозить ряд крупных проектов. Однако независимые эксперты уверены в том, что ничего страшного в этом случае
ни для российской экономики в целом, ни для нефтяной отрасли в частности не произойдет.
Мурманское заявление Михаила Касьянова стало большой неожиданностью для российских нефтяных компаний. Позиция председателя правительства, который считает, что все нефте- и газопроводы, которые строятся или будут строиться в России, должны принадлежать
государству, никак не укладывается в планы нефтяных компаний. Как известно, 'ЛУКОЙЛ', ЮКОС, 'Сибнефть' и 'Тюменская нефтяная компания' (ТНК) в ноябре 2002 г. подписали соглашение о совместном строительстве крупнейшего нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск, способного доставлять от месторождений Западной Сибири к экспортному терминалу в Мурманске 60 млн тонн нефти. В проект предполагалось вложить 3,5-4,5 млрд долл. Причем проект должен быть осуществлен целиком за счет средств компаний или привлеченных ими
инвестиций. Государству в нем отводилась роль оператора.
Естественно, нефтяные компании рассчитывали на долю в собственности будущего нефтепровода. Теперь будущее первого 'частного' нефтепровода оказалось под вопросом. 'Нефтяные компании вряд ли продолжат реализацию этого проекта, - сказал РБК аналитик компании 'Велес-капитал' Михаил Зак. - Инвестировать в столь крупные проекты денежные средства и не иметь потом доли в собственности было бы странно'. Сами нефтяные компании пока воздерживаются от официальных комментариев. Анонимно нефтяники, однако, признаются, что заявление премьера стало для них полной неожиданностью. Якобы накануне подписания совместного меморандума о строительстве трубопровода, состоявшегося несколько недель назад, из правительства поступали совсем другие сигналы.
Заявление г-на Касьянова касается и другого крупного проекта - нефтепровода Ангарск-Дацин мощностью 30 млн тонн в год, который планировали построить ЮКОС и Китайская национальная нефтяная компания (КННК). Обе компании собирались вложить в строительство в
общей сложности 1,7 млрд долл. Планировалось, что нефтепровод будет принадлежать ЮКОСу и КННК: обе компании должны были получить по 50% в доли собственности 'трубы'. Участие в нем государства никак не предусматривалось. Впрочем, сам Михаил Касьянов считает, что
нефтепроводы вполне могут быть достроены. Инвестировавшим в строительство частным компаниям государство готово предоставить преференции в виде льготных (Касьянов не исключил возможности предоставления даже нулевых) тарифов на прокачку нефти.
Тем не менее эксперты полагают, что при озвученных премьером условиях будущее нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск представляется весьма туманным. 'Более того, у этого нефтепровода есть конкурент - Балтийская трубопроводная система, - сказал РБК
аналитик ИК 'АТОН' Тимербулат Каримов. В отличие от 'северного' нефтепровода, у трубы Ангарск-Дацин гораздо больше шансов все-таки быть построенной. 'Этот проект уже начат, подготовлено технико-экономическое обоснование, достигнуты договоренности с китайцами. Его строительство вполне может быть завершено, - сказал РБК аналитик инвесткомпании UFG Павел Кушнир. - Тем не менее несколько месяцев назад глава компании 'ЮКОС' Михаил Ходорковский заявлял, что для того чтобы строительство было завершено в срок (к 2005 г.),
правительство должно внести изменения в законодательство, разрешающие строительство частных трубопроводов в России в первом квартале 2003 г. В свете нового заявления Касьянова можно предполагать, что поправки внесены не будут и ЮКОСу придется пересмотреть свои планы'.
При этом аналитики считают, что если г-ну Ходорковскому откажут в частной собственности на трубу, ничего страшного не произойдет. 'Эти проекты очень дорогостоящие, - сказал РБК Михаил Зак. - Государство, может, и изыщет средства на их строительство, но это будет
неэффективное использование средств'. Кроме того, никто не прогнозирует, возможно за исключением самого ЮКОСа и других участников проекта, столь сильное увеличение нефтяного экспорта в ближайшей перспективе. В соответствии с прогнозом компании UFG, экспорт
российской нефти к 2010 г. увеличится на 1,7 млн барр. в день. А все проекты строительства трубопроводов, которые существуют в настоящее время, в случае их осуществления дают возможность увеличения экспорта более чем на 5 млн барр. в день. 'Если трубопроводы Западная Сибирь-Мурманск и Ангарск-Дацин не будут построены, все остальные проекты дают в сумме возможность увеличения экспорта на 3 млн барр. в день. Этого слишком много, - сказал РБК Павел Кушнир. - Тем не менее, по нашим прогнозам, отказ от строительства этих
трубопроводов не должен сказаться на темпах роста нефтяных компаний. У них по-прежнему останется возможность наращивать экспорт'.
Если нефтяные компании откажутся от строительства этих двух нефтепроводов, государство ничего не потеряет. Зато сохранит единственный, оставшийся после приватизации рычаг контроля над нефтегазовой отраслью. 'Если трубопровод будет принадлежать частным компаниям, то они самостоятельно смогут устанавливать тарифы и выбирать клиентов', - говорит аналитик UFG Павел Кушнир. 'После приватизации контроль над трубопроводом остался единственным резервом государства, который нельзя упускать, - добавляет Тимербулат Каримов из АТОНа. - Правительство спустилось на землю и решило, что ситуация в этом ключе меняться пока не будет'.
Сохраняя собственность на нефте- и газопроводы, правительство имеет реальную возможность контролировать не только нефтяные компании посредством разрешения или отказа тому или иному нефтяному олигарху в прокачке нефти по 'трубам', но и экспорт нефти. В условиях
зависимости российской экономики от нефтяных цен отдавать на откуп г-ну Ходорковскому (который известен как ярый сторонник резкого увеличения экспорта) или кому-то еще продажу нефти на зарубежные рынки было бы по меньшей мере недальновидно. Помимо всего
прочего, такой шаг имел бы и далеко идущие последствия для международных позиций Москвы, во многом зависящих именно от нефтяного фактора.
Комментарии