Конфереция

БЕНЗИН НАЧАЛ ДОРОЖАТЬ. ПОКА В РЕГИОНАХ

Новые акцизы заставляют заправщиков поднимать цены даже на фоне слабого зимнего спроса на топливо. За первые две недели января цены на бензин в ряде регионов нашей страны выросли более чем на 10%. По мнению представителей Российской топливной ассоциации, это только начало. Аналитики прогнозировали, что в 2003 году бензин подорожает, но уже сейчас ясно, что рост его стоимости будет гораздо большим, чем предвещали прогнозы. И дело здесь не только в том, что ставка акцизов с 1 января увеличилась на 45%. Как предсказывают эксперты, это повышение само по себе должно привести к удорожанию бензина в среднем на 5-10% за год. Но помимо арифметического прибавления дополнительных процентов к акцизу вводится новый порядок его взимания. Участники рынка заявляют, что в ближайшие месяцы можно ожидать возникновения искусственного дефицита бензина и нового роста цен на этот вид топлива. Москвичам по этому поводу приходится и радоваться, и беспокоиться одновременно. Опыт последних лет и статистика первых двух недель этого года показывают, что рост бензиновых цен в столице принято придерживать. Осенью 1994 года, когда жители области начали активно посещать заправки Москвы, это стало особенно ощутимо. По новой схеме уплаты акцизов, вступившей в силу с начала этого года, сборы должны взиматься не на нефтеперерабатывающих заводах, как это происходило всегда, а на автозаправочных станциях. Такой порядок был оговорен в поправках, внесенных в Налоговый кодекс в июле и декабре прошлого года. Как отмечает исполнительный директор Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза Григорий Сергиенко, предполагается, что введение новой схемы взимания акцизов позволит "перераспределить полученные средства между регионами". Грубо говоря, сборы должны были следовать за бензином и выплачиваться не там, где он производится, а там, где потребляется. Таким образом, регионам планировалось компенсировать потери, связанные с непоступлением в региональные бюджеты доходов от таких сборов, как, например, налог на пользование дорогами. "Но увы, - продолжает Сергиенко, - даже краткий анализ применения нового порядка показывает, что полностью реализовать эту схему не удается". До 25 января все участники цепочки по производству и продаже должны получить специальные свидетельства на право реализации бензина. Для этого выдвигаются довольно жесткие условия: участник рынка должен быть владельцем перерабатывающих мощностей или АЗС либо же иметь в долевой собственности не менее их 50%. В Москве, да и не только в ней, многие компании используют мощности по реализации на условиях аренды и по новому порядку просто не получат свидетельства. Понятное дело, что они продолжают работать по старой схеме. Нефтяные компании тоже не спешат обременять себя заботой о лишних бумажках и продолжают платить акциз на своих заводах, отмечает Сергиенко. Например, старший вице-президент Тюменской нефтяной компании Александр Каплан отмечает: "чтобы не усложнять жизнь тем, у кого возникнут проблемы с лицензированием, мы будет платить акциз прямо на заводе, а затем передавать топливо на реализацию". Комментируя введение нового порядка выплаты акцизов он говорит: "Я считаю введение новых статей Налогового кодекса правильным решением и думаю, что ничего трагичного на рынке не произойдет". Александр Каплан не может пока сказать, как вырастут цены: "все решает спрос, а нефти добывается достаточно, бензина производится сколько требуется". При этом уже сейчас нередки ситуации, когда акциз приходится платить дважды. Это происходит, если нефтяная компания включает акциз в стоимость своей продукции, а администрация и налоговые органы региона, куда акциз поступает, настаивают на том, чтобы розничные торговцы получали свидетельство и платили акцизы сами. В такой ситуации для местных АЗС оказывается уже слишком дорого приобретать бензин с заложенным в его стоимость акцизом, а поставщикам - неинтересно работать с такими АЗС. По словам Григория Сергиенко, бензиновый рынок сейчас лихорадит: старые наработанные связи разрываются, региональные АЗС, испытывающие давление со стороны местных властей и налоговиков, вынуждены искать новых поставщиков. Да и нефтяные компании должны думать о том, стоит ли им обижать губернаторов территорий, где расположены их перерабатывающие мощности, уводом акцизных сумм в другие регионы. В итоге все это чревато возникновением абсолютно искусственного дефицита бензина и ростом цен на него. Дополнительно осложнить ситуацию способна международная конъюнктура: и без внутренних акцизных проблем российским нефтяникам выгоднее поставлять свое сырье за рубеж. Впрочем, многие аналитики настроены менее пессимистично. Например, как заявил "НГ" аналитик инвестиционной компании "Велес Капитал" Михаил Зак, прошло еще слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы о том, как работает новая схема уплаты акцизов. По его оценке, за год цены на бензин вряд ли вырастут более чем на 15-20% (без учета инфляции). А в столице и Подмосковье история 1994 года повторится вряд ли, считает Михаил Зак. Экономическая ситуация с тех пор сильно изменилась: заправки работают на основе долгосрочных контрактов с поставщиками, а крупные нефтекомпании имеют сети собственных АЗС в обоих регионах. Так что можно надеяться, что особого дисбаланса между ценами на бензин в столице и области не будет. <таблица> Город#Марка бензина#Старая цена#Новая цена#Рост, % Москва#АИ-92#9,6 руб.#9,8 руб.#2 #АИ-95#10,9 руб.#11,2 руб.#2,6 Санкт-Петербург#АИ-92#9,7 руб.#10,2 руб.#5,15 #АИ-95#10 руб.#11-11,2 руб.#12 Ростов-на-Дону#АИ-92#9,8 руб.#10,3 руб.#5,1 #АИ-95#10,8 руб.#11,2 руб.#3,7 Краснодар#АИ-92#9,36 руб.#9,76 руб.#4,3 #АИ-95#10,36 руб.#10,76 руб.#3,9 Волгоград#АИ-92#9,7 руб.#10,1 руб.#4,1 #АИ-95#10,6 руб.#11 руб.#3,8 Элиста#АИ-92#9,3 руб.#9,7 руб.#4,3 #АИ-95#10,37 руб.#10,8 руб.#4,2 Астрахань#АИ-92#9,35 руб.#9,8 руб.#4,8 #АИ-95#10,15 руб.#10,6 руб.#4,4 Ставрополь#АИ-92#10,10 руб.#10,5 руб.#3,9 #АИ-95#11 руб.#11,4 руб.#3,6 Владикавказ#АИ-92#9,89 руб.#10,3 руб.#4 #АИ-95#11,45 руб.#11,85 руб.#3,5 Иркутск#АИ-92#9,5 руб.#10 руб.#5,3 #АИ-95#11 руб.#11,5-12 руб.#9 Ижевск#АИ-92#10 руб.#11 руб.#10 #АИ-95#11 руб.#12 руб.#9 Самара#АИ-92#9,5 руб.#10 руб.#5,3 #АИ-95#10,5 руб.#11,5 руб.#9,5
Комментарии