Конфереция

Бензиновый опохмел

Иметь автомобиль становится все более дорогим удовольствием 1 января 2003 года стал не только днем головной боли и опохмела, но и моментом, когда заработал целый ряд новшеств, среди которых изменения в 22-ю статью Налогового кодекса "Акцизы". С нового года увеличиваются ставки акциза на нефтепродукты и меняется порядок их уплаты. "Если раньше акцизы в полном объеме брались на самом производстве, то теперь потребители будут платить акциз в размере 100%, т.е. НПЗ, как производитель и первый продавец, от уплаты акциза освобождается. Обязанность платить акциз возлагается на последующего покупателя. И сколько этих покупателей будет в цепочке перепродавцов, столько раз покупатели и будут обязаны заплатить в бюджет. Возместить же из бюджета очередную переплату акциза покупатели смогут лишь при некоторых условиях и в течение 6 месяцев", - считает зам. председателя Координационного совета НП "Приморский Топливный Альянс" Олег НАЗАРОВ. Если до недавнего времени доля акциза в цене бензина составляла, по данным МНС, 25%, то с 1 января года она увеличилась до 28,5%. Что же касается ставок, то с 1 января они составляют 2 190 руб. за тонну бензина с октановым числом до 80 включительно, 3 000 руб. за тонну бензина с иными октановыми числами, 890 руб. за тонну дизельного топлива и 2 440 руб. за тонну моторного масла. Налоговики утверждали, что прогнозы о резком росте цен на нефтепродукты в 2003 году безосновательны. "Топливные генералы" были настроены более пессимистично. Как ранее заявил в интервью "ЗР" генеральный директор ОАО "Приморнефтепродукт" (ПНП) Владимир МАСЛОВСКИЙ: "По нашим расчетам, на каждую тонну топлива дополнительно ляжет от 1 до 3 тыс. рублей. Меньше - на дизельное топливо, больше - на высокооктановый бензин. Естественно, все это обязательно дойдет до конечного потребителя и несомненно повлияет на цены в сторону повышения". Факт налицо - с 1 января цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем поднялись на 11%. К примеру, на автозаправочных станциях всех филиалов того же "Приморнефтепродукта" литр бензина АИ-95 отныне стоит 12 руб. 80 коп. (раньше - 11 руб. 50 коп.), АИ-92 - 11 руб. 80 коп. (раньше - 10 руб. 50 коп.), А-76 - 8 руб. 80 коп., дизельного топлива (зимнего) - 10 руб. 50 коп. Как пояснили корреспонденту "ЗР" в пресс-службе ПНП, "цены на топливо изменились в связи с переходом на новую систему налогообложения, а именно с новыми требованиями федерального закона о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. О влиянии новых ставок акциза говорить преждевременно ". В ожидании "левого" бензина Еще одна неприятная новость для потребителей - бензин скорее всего станет хуже. Существует такая закономерность: чем выше налоги, тем хуже бензин. В условиях роста налоговой нагрузки АЗС вынуждены будут изобретать способы компенсировать свои потери. Один из них - манипуляции с так называемым прямогонным бензином. Прямогонный бензин - это продукт нефтепереработки, с октановым числом до 66 и большим количеством всевозможных примесей (эфиры, свинец, этанол и т. д.), который используется для нужд нефтехимии. До сих пор такой бензин не облагается акцизом вовсе, а согласно последним коррективам, внесенным Госдумой в Федеральный закон по части акцизов, акциз на прямогонный бензин теперь равен 2 190 руб./тн., как и на низкооктановый бензин. При добавлении же в него различных присадок октановое число можно повысить. Легко представить, как с завода отпускается прямогонный безакцизный бензин, по дороге на бензоколонку в него доливают присадки - и в продажу он поступает уже под видом обыкновенного АИ-92 или даже АИ-95. С 1 января законодатели ввели на прямогонный бензин нулевую ставку акциза - теперь его следует проводить в бухгалтерской отчетности как подакцизный товар, но платить налог по-прежнему не надо. По мнению участников рынка, после 1 января количество прямогонного бензина, более дешевого, чем обыкновенный подакцизный бензин, на рынке резко возрастет. Нечто подобное всегда происходит и с водкой: как только повышают акцизы, растет доля "левого" алкоголя, изготовленного из суррогатного спирта. Мелким игрокам придется уйти Но и это еще не все. Одним ростом цен и падением качества топлива дело не ограничится. Серьезные изменения грядут на рынке торговли нефтепродуктами. В идеале крупным нефтяным компаниям хотелось бы видеть страну, покрытую сетью вертикально интегрированных НПЗ, нефтебаз и заправок, принадлежащих десятку крупных игроков рынка. Этого же хочет и Министерство по налогам и сборам (МНС), поскольку тогда схема сбора акцизов значительно упростится. С крупными налогоплательщиками МНС иметь дело намного проще, чем с многочисленными арендаторами и мелкими владельцами АЗС. Нынешняя картина уже близка к идеалу, и лишь мелкие операторы на топливном рынке портят картину. Сегодня уже почти вся страна поделена на сферы влияния нефтяных компаний, и конкуренция между этими крупными игроками в провинциях весьма слабая. Часто в регионах конкуренция практически отсутствует, поскольку две компании всегда могут сговориться в пользу поддержания наиболее высокой цены на топливо. На приморском рынке сегодня действуют два крупных игрока - "Группа Альянс" и "Роснефть", которые имеют собственные оптовые базы и бензоколонки. Другое звено рынка - независимые бензоколонки, которые не принадлежат крупным нефтяным компаниям и могут покупать бензин у кого угодно. По некоторым оценкам, независимым бензоколонкам принадлежит сейчас до 25% рынка. Скоро, однако, они могут быть вытеснены с рынка. Согласно нововведениям отныне заниматься оптовой торговлей нефтепродуктами смогут только те компании, у которых есть специальные оптовые базы, с которых и будет продаваться топливо. У мелких компаний таких баз нет. Независимым бензоколонкам ничего не останется, кроме как покупать бензин на условиях и по ценам, которые им предложат крупные нефтяные компании. Крупные нефтекомпании, владеющие собственными бензоколонками, будут продавать топливо своим и чужим по разной цене. Чужим, разумеется, с учетом акциза. Своим - без учета, поскольку, имея дело с собственной бензоколонкой, можно быть уверенным, что уплаченные акцизы будут возвращены. Налицо ценовая дискриминация. "Нефтяники мастерски использовали ситуацию с поправками в налоговое законодательство, чтобы не просто снять акцизы с заводов и переложить их на потребителей, но и выкинуть с рынка всех независимых посредников и трейдеров. Будет просто монополия. Независимым участникам рынка придется либо закрываться, либо продаваться", - заявил член совета директоров Российского топливного союза Евгений АРКУША. Итак, главным минусом новой системы взимания акцизов является угроза монополизация рынка. Она дает возможность нефтяным компаниям держать цены на бензин на самом высоком пределе, который их устраивает. Цена будет формироваться как производное от покупательной способности населения. Теоретически так было и раньше, однако, как только цены повышались, на рынке увеличивалась доля "левого" топлива, которое по стоимости, естественно, было ниже официального уровня. Это сдерживало реализацию бензина от крупных компаний. Сегодня такого сдерживающего фактора уже не будет.
Комментарии