2002 год оказался одним из самых неудачных для Вентспилсского свободного
порта: он принес рекордное за всю его историю падение грузопотока - минус
9,233 млн. тонн. Впрочем, и обработанных 28,704 млн. тонн оказалось
достаточно, чтобы сохранить за ним звание крупнейшей перевалочной гавани
страны.
До сих пор самая большая потеря в объемах перевалки (минус 5,7 млн. тонн),
которую пережил Вентспилсский порт, датировалась 1991 годом. Тогда это не
выглядело чем-то сверхъестественным: разваливался СССР, разваливались и
отлаженные экономические связи.
Но 2002 год обошелся без сопоставимых с теми историческими событиями
политических катаклизмов, что, впрочем, не уберегло главную транзитную
гавань страны от неприятных моментов. И дело здесь оказалось не только в
принципиальном сокращении Россией поставок cырой нефти по трубопроводу в
нашу страну. Помимо АО Ventspils nafta в минус сработали и другие "столпы"
Вентспилсского свободного порта. Так, химический терминал Ventamonjaks
потерял по сравнению с 2001 годом 15% грузов, перевалив их за год в общей
сложности 1,142 млн. тонн. Подкосил его аммиак, перевалка которого
сократилась на 359 тыс. тонн - до 351 тыс. тонн. Увеличение потока
российских нефтепродуктов (с 527 тыс. тонн до 654 тыс. тонн) и других жидких
химических грузов (с 113 тыс. до 138 тыс. тонн) Ventamonjaks не спасло.
Ухудшились показатели работы и на АО Ventspils tirdzniecibas osta: здесь
отгружено 2,894 млн. тонн грузов, или на 8,9% меньше, чем годом ранее. 1,44
млн. тонн пришлось на каменный уголь (-114 тыс. тонн), 844 тыс. тонн - на
металлы (-273 тыс. тонн). Еще один крупный оператор - нефтепродуктовый
терминал Ventbunkers - в прошлом году недосчитался 3,5% своего былого
оборота, перегрузив 5,563 млн. тонн нефтепродуктов, в основном светлых. На
3% упал оборот и у Kalija parks, составив в прошлом году 4,702 млн. тонн. Из
них на долю калийных солей российского и белорусского происхождения пришлось
4,480 млн. тонн (+9 тыс. тонн), карбамида - 200 тыс. тонн (-131 тыс. тонн) и
зерна - 22 тыс. тонн (новый для терминала груз).
Если же говорить о положительных моментах общей работы компаний
Вентспилсского свободного порта, то здесь следует упомянуть рекордные объемы
перевалки навалочных грузов - 7,604 млн. тонн. Еще 20,54 млн. тонн дали
наливные грузы, и 560 тыс. тонн - генеральные.
Кстати, вчера о своей работе в прошлом году отчитался и ряд других портов
Латвии. Третья по ранжиру гавань страны - Лиепая - сумела в прошлом году
прибавить 32,4%, и ее грузооборот составил 4,318 млн. тонн. Из них 2,63 млн.
тонн (+21,7%) пришлось на генеральные, 887,6 тыс. тонн (+51,2%) - наливные и
799,9 тыс. тонн (+56,2%) - на сыпучие грузы. Более чем четвертая часть
грузооборота Лиепайского порта (1,155 млн. тонн) пришлась на долю Liepajas
ostas LM, переваливающей металлы. Далее следует компания Terrabalt с 696
тыс. тонн, которая специализируется на контейнерных перевозках.
Крупнейшие стивидорные компании Лиепайского свободного порта
Крупнейшие стивидорные компании Вентспилсского свободного порта
Комментарии