Конфереция

Гостехнадзор России подвел итоги года и сообщил о новых планах

Постановление коллегии Федерального горного и промышленного надзора России от 25 декабря 2002 года N 10 'Об итогах работы Госгортехнадзора России в 2002 году и задачах на 2003 год' Коллегия Госгортехнадзора России с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, Федерации независимых профсоюзов России, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, использования и охраны недр, руководителей управлений и отделов центрального аппарата, территориальных органов Госгортехнадзора России и ГУП 'НТЦ 'Промышленная безопасность' рассмотрела итоги работы в 2002 году и задачи на 2003 год. Коллегия отметила, что деятельность Госгортехнадзора России в 2002 году была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также на выполнение планов работы и первоочередных задач, принятых коллегией Госгортехнадзора России на 2002 год. В рамках реализации Плана действий Правительства Российской Федерации Госгортехнадзор России принял активное участие в подготовке проектов Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на дебюрократизацию экономики и приведение законодательных актов Российской Федерации в соответствие с новым законодательством, регулирующим предпринимательскую деятельность (Федеральные законы 'О лицензировании отдельных видов деятельности' и 'О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)'). Завершена работа над второй редакцией комментария к Федеральному закону 'О промышленной безопасности опасных производственных объектов', что позволило создать основу для проведения широкомасштабной кампании по разъяснению общественности правовых норм по промышленной безопасности. После принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрено расширение соответствующих полномочий должностных лиц Госгортехнадзора России, разработаны и приняты методические рекомендации о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях. Вместе с тем коллегия отмечает недостаточную активность руководителей территориальных органов в реализации данных полномочий. В рамках реализации положений нового Трудового кодекса Российской Федерации, в котором предусмотрена соответствующая компетенция Госгортехнадзора России, в том числе по проведению технических расследований причин несчастных случаев, были подготовлены и направлены соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации. Завершено создание нормативной правовой основы для лицензирования видов деятельности, отнесенных в соответствии с новым законодательством Российской Федерации к компетенции Госгортехнадзора России. Приняты постановления Правительства Российской Федерации 'Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов' от 14.8.2002 N 595, 'Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения' от 26.6.2002 N 468 и 'О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ' от 4.6.2002 N 382. Утверждена 'Инструкция по рассмотрению документов соискателя лицензии и представлению лицензии органами Госгортехнадзора России', которая по результатам юридической экспертизы в Минюсте России признана не нуждающейся в государственной регистрации. В целях приведения нормативной базы в соответствие с новым законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность, а также с новым положением о Госгортехнадзоре России был проведен анализ действующих нормативных документов, по результатам которого внесены изменения в 50 нормативных документов Госгортехнадзора России, исключающие излишние и избыточные требования (общее число поправок коснулось 187 пунктов правил). Разработано (переработано) и утверждено 46 нормативных правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов по вопросам компетенции Госгортехнадзора России. Разработаны и введены в действие 'Положение о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах', 'Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах', 'Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов' и ряд других нормативных правовых актов Госгортехнадзора России. Научные исследования осуществлялись в соответствии с действующим законодательством на конкурсной основе в рамках тематического плана научно-исследовательских работ Госгортехнадзора России, Федеральных целевых программ 'Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы' и 'Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года', а также в рамках Межведомственной целевой программы 'Улучшение условий и охраны труда', отраслевых и корпоративных программ. Среди наиболее значимых научно - исследовательских работ, выполненных в течение 2002 года, коллегия отметила исследования международной практики применения технического законодательства и нормативных документов в области обеспечения промышленной безопасности, выполненные ГУП 'НТЦ Промышленная безопасность'. На основании Плана действий Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения в осенне-зимний период 2002-2003 годов Госгортехнадзором России принята соответствующая программа организации контроля. Проведены обследования всех тепловых электростанций РАО 'ЕЭС России' и ТЭЦ, не входящих в состав РАО 'ЕЭС России', отопительных, производственно-отопительных и производственных котельных. Выявлено и устранено более 136 тысяч нарушений норм и правил безопасности, привлечено к ответственности 5434 должностных лица и работника, допустивших их. Принятыми мерами удалось улучшить положение дел с обеспечением сохранности взрывчатых материалов на подконтрольных предприятиях. Количество выявленных утрат уменьшилось с 39 до 29, в том числе количество хищений - с 29 до 19. Общая координация взаимодействия территориальных органов Госгортехнадзора России с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти осуществлялась при непосредственном участии аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Руководители территориальных органов Госгортехнадзора России, ответственные за обеспечение взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, входят в коллегиальный орган управления в федеральном округе и принимали активное участие в его работе. Продолжалась регистрация опасных производственных объектов и формирование соответствующей базы данных государственного реестра - зарегистрировано 184 616 опасных производственных объектов. ГУП 'НТЦ Промышленная безопасность' осуществлялась подготовка к международному признанию Системы экспертизы промышленной безопасности (СЭПБ), что является важнейшей задачей 2003 года. Динамика развития страховой защиты за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов в течение года имела положительный характер. Вместе с тем требуется развитие экспертной деятельности в области оценки риска аварий на опасных производственных объектах для формирования обоснованных страховых тарифов. В системе сертификации ГОСТ Р в течение года было аккредитовано 26 организаций и выдано 810 сертификатов соответствия на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах. Было выдано 2901 разрешение на применение технических устройств, в том числе территориальными органами 922 разрешения. Продолжались работы по формированию и развитию систем управления промышленной безопасностью (СУБП) в ОАО 'ЛУКОЙЛ', ОАО 'Тюменская нефтяная компания', ОАО 'Газпром', ОАО 'Транснефть', РАО 'ЕЭС России' и ряде других организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Коллегия Госгортехнадзора России рассматривает вопросы создания эффективных СУПБ, интегрированных в общие системы управления организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как приоритетную стратегическую задачу. Необходимо также ускорить создание системы аттестации действующих систем производственного контроля. В течение года был переработан и введен в действие официальный сайт Госгортехнадзора России, осуществлена доработка технического проекта автоматизированной информационно - управляющей системы государственного регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ), а также разработка прикладного программного обеспечения для подсистемы прикладных задач. Основной задачей 2003 года является проведение опытно-промышленная эксплуатация АИС ПБ на объектах пилотного проекта, корректировка программ и начало тиражирования АИС ПБ. Продолжалась работа по установлению контактов с надзорными органами ряда стран. В ходе визита в Германию был подписан Меморандум о сотрудничестве с ТЮФ Рейланд - Берлин - Бранденбург. Были установлены контакты с надзорными органами Великобритании и Франции. Начался переговорный процесс с Управлением производственной безопасности КНР. На плановой основе продолжалось взаимодействие с Норвежским Нефтяным Директоратом. Новый импульс получило сотрудничество в рамках СНГ - проведено первое заседание Межгосударственного совета по промышленной безопасности, наметившее приоритетные направления работ. За 11 месяцев 2002 года на поднадзорных Госгортехнадзору России предприятиях произошла 181 авария (на 18 процентов меньше по сравнению с тем же периодом 2001 года) и 323 несчастных случая со смертельным исходом (на 17 процентов меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года). Исходя из общего анализа итогов работы, Коллегия Госгортехнадзора России отметила несколько основных факторов и угроз, оказывавших негативное влияние на состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые будут доминировать и в среднесрочной перспективе. Коллегия, в частности, отметила. Þ Неудовлетворительное состояние промышленной безопасности и высокий уровень аварийности связаны с продолжающимся процессом старения основных производственных фондов промышленных предприятий. Коллегия Госгортехнадзора России отметила, что данная угроза, как часть 'технологической' составляющей 'Проблемы 2003 года', управляема в условиях широкомасштабного внедрения эксплутационного неразрушающего контроля. Для его развития создана необходимая нормативная правовая основа - постановление Правительства Российской Федерации 'О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации' от 28.03.2001 N 241, постановление Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43 'Об утверждении Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах' (зарегистрировано Минюстом России 05.08.2002 рег. N 3665) и др.). Þ Не эффективно осуществляется подготовка и переподготовка персонала предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а причинами аварий и травм на производстве все чаще становятся ошибочные действия, незнание персоналом элементарных производственных навыков и требований безопасности производства работ. Данная реальная угроза связана и с прогнозируемым дефицитом трудовых ресурсов (нехваткой квалифицированных кадров для отдельных отраслей экономики). Необходимо безотлагательно приступить к формированию организационной и нормативно - методической и учебной базы для профессионального образования рабочих основных профессий организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Рассмотрев итоги работы системы Госгортехнадзора России в 2002 году, коллегия Госгортехнадзора России отметила, что основные запланированные к реализации мероприятия выполнены. Коллегия Госгортехнадзора России постановила признать работу системы Госгортехнадзора России в 2002 году удовлетворительной. В постановлении определены следующие основные задачи системы Госгортехнадзора России на 2003 год: 1.Совершенствование правовой и нормативной базы на основе формирования и развития законодательства Российской Федерации по вопросам технического регулирования, включающее решение следующих задач: - принятие концепции совершенствования нормативного регулирования в области промышленной безопасности в условиях либерализации экономики и правового обеспечения деятельности Госгортехнадзора России, - разработку проектов концепций и технических заданий первоочередных технических регламентов по безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, - гармонизацию нормативных документов с международными требованиями с использованием постоянного и активного мониторинга законодательства Российской Федерации по предметам ведения Госгортехнадзора России. 2.Совершенствование лицензионной деятельности на основе обеспечения эффективного документального и лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, а также обеспечение постоянного правового мониторинга лицензионной деятельности. 3.Создание общей и отраслевой методической базы для формирования и развития интегрированных систем управления промышленной безопасности. 4.Совершенствование системы экспертизы промышленной безопасности на основе гармонизации ее документов с международными нормами с целью ее международного признания. 5.Проведение опытно-промышленной эксплуатации автоматизированной информационно - управляющей системы государственного регулирования промышленной безопасности на объектах пилотного проекта. 6.Обеспечение мероприятий по минимизации возможных последствий старения основных производственных фондов промышленных предприятий на основе широкомасштабного внедрения эксплутационного неразрушающего контроля, мониторинга и прогноза технического состояния исчерпавшего нормативный ресурс оборудования. 7. Формирование организационной, нормативно - методической и учебной базы для профессионального образования рабочих основных профессий организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. 8. Совершенствовании нормативного регулирования и обеспечение эффективного государственного надзора в области сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения и физической защиты опасных производственных объектов в целях противодействия терроризму.
Комментарии