Конфереция

Петербург может остаться без топлива для городского транспорта

Тендер на поставку топлива ГУП "Пассажиравтотранс" в 2003 году перенесен более чем на месяц. Срок приема заявок продлен до 31 января 2003 года, а оферты будут вскрыты 3 или 4 февраля. Первоначально вскрытие оферт планировали произвести 24 декабря 2002г., но этим планам было не суждено сбыться. За час до окончания приема заявок от предприятий нефтепродуктообеспечения ГУП "Пассажиравтотранс" официально уведомил Лицензионную Палату как организатора конкурса о том, что "в соответствии с документацией к открытым торгам, на право заключения договоров на поставки автомобильного топлива автобусным паркам в 2003 году, Заказчик продлевает срок подачи заявок претендентов до 16 часов 31 января 2003 года ". Как считает, начальник информационно-аналитического управления Лицензионной Палаты Игорь Федотов, "в данном случае требования действующего Законодательства и положения Указа Президента N305 соблюдены в полной мере. Перенос сроков произведен в соответствии с условиями, зафиксированными в пакете тендерной документации". Кстати, к моменту окончания приема заявок не поступило ни одного предложения от топливников, а тендерную документацию выкупили лишь пять компаний. www.Au92.ru предполагал (см. "Подборку материалов"), что тендер 2003 года будет еще более проблематичным, нежели его предшественники. Тоже, к слову - далеко не идеальные. В свете изменения налогообложения топливного рынка топливники сочли неприемлемыми условия, закрепленные в тендерной документации. Раздавались даже голоса о том, что участие в поставках топлива на условиях, предлагаемых организаторами будет заведомо убыточным (до 30 коп. с литра) и вполне может привести к банкротству поставщиков. Руководство ГУП "Пассажиравтотранс" не склонно драматизировать ситуацию и рассматривать положение дел в пессимистическом свете. В интервью корреспонденту www.Au92.ru генеральный директор ГУП "Пассажиравтотранс" Александр Дацюк в частности заявил, что: "есть разные прогнозы о росте цен на топливо: от 0 до 30%. Лично я думаю, что больше чем на 10-15% цены вряд ли подскочат. Что касается наших взаимоотношений с топливными компаниями, то и они, полагаю, останутся прежними. Ведь условия формирования цены и условия конкурса связаны со средним уровнем цен в розничной сети города. Если там поднимется уровень цен, то пропорционально изменится и наша цена. Некоторые топливные компании говорят о том, что индекс роста оптовых цен будет выше, чем индекс цен на розничном рынке, поэтому уменьшится рентабельность поставок. Но эти заключения умозрительны и у меня и у той стороны. Если будет скачок цен в розничной продаже, для топливников в наших отношениях ничего не изменится, ведь они ничего не потеряют. А вот если будет скачок на оптовом рынке больше, чем на розничном, в каких-то сверхъестественных пределах, то тогда мы будем рассматривать форс-мажорные обстоятельства и принимать соответствующие решения". Со своей стороны представители топливных компаний, анализируя тенденции рынка, говорят о том, что даже если с 1 января 2003 года цены повысятся незначительно, в пределах 10-15%, учитывая "скидку", закрепленную в тендерной документации и то, что за основу при расчетах берутся средние ноябрьские цены на топливо, то осуществлять поставки ГУП "Пассажиравтотранс" фактически означает продавать топливо на 15-25% ниже розничных цен по городу. А этого не могут позволить себе даже крупные топливные операторы. Один из их представителей заявил www.Au92.ru: "По каким же ценам мы должны закупать топливо, чтобы продавать его бюджетным предприятиям при такой разнице с рыночными ценами. А если вычесть из этой цены еще и наши затраты : В России такого дешевого топлива нет. К тому же разброс цен на АЗС очень большой. Компании, которые держат низкие цены, ориентируясь на "живые" деньги автомобилистов, демпингуют и в тендерах не участвуют. Однако, реально влияют как на ценообразование "тендерных" цен, так и на товарооборот компаний, которые в тендере участвуют". Очевидно, вняв этим доводам и тому неоспоримому и небывалому обстоятельству, что от топливных компаний не поступило ни одной заявки, ГУП "Пассажиравтотранс" решил взять тактическую паузу, и, взвесив все "за" и "против", вернуться к тендерным перипетиям в конце января. Т.е. тогда, когда ценовые последствия введения нового порядка взимания акцизов и вступления в силу пресловутого ФЗN110 будут более-менее ясны. И это решение вполне можно бы было назвать логичным, если бы не одно "но": Дело в том, что ныне действующие договора на поставку топлива ГУП "Пассажиравтотранс" имеют юридическую силу лишь до 10 января 2003 года (в прошлом году договора поставки были заключены 10 января сроком на год). Таким образом, даже при самом оптимистическом сценарии гипотетически город может остаться без топлива, если не продлит договора с поставщиками этого года (Петербургская топливная компания, Балт-Трейд и Восход). Пока представители этих компаний отказываются от комментариев. Ситуация усугубляется еще и тем, что условия конкурса должны быть объявлены в этом году. То есть, если организаторы конкурса "угадают" с новыми условиями, 4-5 февраля появится поставщик топлива на 2003 год. Ну а если, и эти условия топливных операторов не устроят? Напомним, что топливные компании неоднократно поднимали вопрос об условиях конкурсной документации. В результате многочисленных заседаний Координационного совета по нефтепродуктообеспечению, на который топливники выносили свои предложения, казалось, компромисс был найден. Однако, многие из потенциальных поставщиков не увидели в конкурсной документации тех пунктов, которые были согласованы. Справедливости ради, необходимо подчеркнуть, с технической стороны документация выполнена безукоризненно, без двучтений, двусмысленностей и мыслей, далеких от реальности. Дело - в самих условиях. А это вопрос не только экономический, но и политический. Справка www.Au92.ru: Тендер на поставки топлива ГУП "Пассажиравтотранс" проводится по 13 ЛОТам, разделенным в соответствии с объемом и местом поставок. Общий объем поставок в 2003 году составит около 15 млн. литров бензина А-76, около 300 тысяч литров А-92 и около 50 млн. литров дизельного топлива.
Комментарии