Авария аргентинского танкера Princess Pia парализовала работу экспортного нефтепродуктового терминала Klaipedos nafta в Литве. Железная дорога прекратила прием составов с мазутом в этом направлении с российских и белорусских НПЗ. Впрочем, вряд ли это серьезно отразится на экспорте российских компаний через Балтику: у них достаточно альтернатив.
Терминал Klaipedos nafta имеет пропускную способность 7,1 млн т нефтепродуктов в год. В 2000 г. предприятие переработало 5,2 млн т, его чистая прибыль составила $4,5 млн. Основными акционерами терминала являются литовская государственная компания Naftos terminalos (82,9%), шведская Osman Traiding (9,7%) и британская Buboil Ltd (6,06%).
Как известно, 11 декабря аргентинский танкер под панамским флагом Princess Pia, загруженный почти 50 000 т мазута, при выходе из порта Клайпеды потерял управление и сел на мель, получив пробоины. Чтобы снять судно с мели, потребовалась его разгрузка. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на агентство BNS, мазут из танкера был перекачан в три резервуара Klaipedos nafta емкостью по 20 000 т. Заполнены и остальные пять резервуаров терминала, вследствие чего он больше не может принимать нефтепродукты с российских и белорусских НПЗ.
В свою очередь, литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai на период с 21 по 31 декабря приостановила прием составов с мазутом из России и Белоруссии. Это объясняют тем, что зимой мазут в скопившихся на подъездных путях цистернах может застыть, что сильно усложнит его перегрузку в танкеры.
Одним из главных клиентов Klaipedos nafta является контролируемый "ЮКОСом" литовский нефтеконцерн Mazeikiu nafta. Но его, как сообщил "Ведомостям" представитель концерна Тадас Аугустаускас, неприятности клайпедского терминала не затронули. По словам Аугустаускаса, в связи с холодной погодой на местном и региональных рынках сейчас хороший спрос на мазут и поэтому компания не планировала экспортировать его танкерами. Представитель "ЛУКОЙЛа", который также вывозит мазут через Клайпеду, говорит, что у компании нет проблем с тем, чтобы перенаправить груз в другие балтийские порты - в частности, на свой собственный терминал в Калининграде, через который можно переваливать до 5 млн т нефтепродуктов в год.
Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров также не видит особых проблем для российских компаний в связи с остановкой литовского терминала. Во-первых, отмечает он, зимой компании традиционно снижают экспорт мазута, во-вторых, у них достаточно альтернатив. Помимо Калининграда, говорит Нестеров, российский мазут можно поставлять через Ригу, Вентспилс, Мууга и Санкт-Петербург.
Комментарии