Конфереция

Тарифы на "автогражданку" внесут в Правительство

Завтра, 25 декабря, Министерство финансов РФ внесет в Правительство РФ свои предложения по тарифным ставкам по страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Ставки, которые должны применяться с 1 июля 2003 года, вызывают критику со стороны страховщиков как слишком маленькие, а со стороны автовладельцев -- как завышенные. В процессе согласования тарифов с министерствами и ведомствами Минфин снизил базовый тариф на 160 рублей - сейчас его ставка составляет 1950 рублей. Предполагается, что к базовым тарифам будут применяться коэффициенты в зависимости от региона: к примеру, в Москве и ряде районов Московской области он составит 2, в Петербурге -- 1,6, в преимущественно сельских малонаселенных регионах -- 0,6. Сумма страховки будет зависеть также от объема двигателя машины (коэффициент от 0,5 до 1,9), а также возраста и стажа водителя. В случае аварии, по расчетам Минфина, максимальный размер страховой суммы для возмещения потерпевшим причиненного вреда составит 400 тыс. рублей, причем нескольким потерпевшим может быть выплачено 240 тыс., а одному -- не более 160 тыс. рублей. Если в аварии пострадает имущество нескольких человек, выплата может составить до 160 тыс. рублей, одного потерпевшего -- не более 120 тыс. рублей. Маловато будет Предложения Минфина изначально вызывали настороженные комментарии со стороны профессиональных объединений: Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ), Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и недавно учрежденного Российского союза автостраховщиков (РСА). Главное, что не устраивает страховщиков, -- заниженная, по их мнению, базовая ставка, которая должна составлять не менее 2800 рублей в год. "Понятно стремление Минфина учесть "социальный аспект", -- отметил директор РСА Андрей Слепнев. -- Однако этот подход глубоко неверный. Страховые компании как один из механизмов реализации государственных инициатив по обязательному страхованию призваны обеспечить гарантированные выплаты каждому пострадавшему в ДТП автовладельцу и пешеходу. Это возможно при условии, если каждый страховой случай будет финансово обеспечен. Только тогда можно говорить о доверии граждан к государственной программе обязательного автострахования и рассчитывать на их активное участие". Страховщики также недовольны льготами для государственного автотранспорта. Правительство предложило отложить введение обязательного страхования для этой категории до 1 января 2004 года. Эта мера, по мнению руководства РСА, является дискриминационной по отношению к автовладельцам-частникам. По оценкам РАСОВТ, в России эксплуатируется около 30 млн автомобилей. В среднем каждый из них раз в 3 года попадает в ситуацию, когда требуется возмещать ущерб. Ежегодные выплаты после вступления в силу закона должны составить от $600 млн до $2 млрд. Собственных средств российских страховщиков на это, скорее всего, не хватит. Снижение базовых ставок Минфином может иметь побочный эффект в виде проникновения на российский рынок западных страховых компаний, обладающих значительно большими финансовыми ресурсами. "Наши страховщики обречены обращаться на западный рынок за перестрахованием, -- отмечает председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. -- Задача профессионального сообщества и Правительства -- сформулировать правила для контролируемого, поэтапного подключения иностранных компаний". РСА просится в "зеленую карту" Российский союз автостраховщиков (РСА) направил президенту Совета международного бюро "Зеленая карта" (Council of Bureaux of the Green Card System) Ульфу Лемору заявление с просьбой о принятии в европейскую систему страхования автогражданской ответственности. Об этом сообщил директор РСА Андрей Слепнев. По его словам, Россия может быть принята в систему уже с января 2004 года. По условиям присоединения к зоне "Зеленой карты" страна-кандидат должна предоставить финансовое обеспечение своего участия в системе в виде банковской гарантии или денежного депозита. Объем финансового обеспечения зависит от количества транспортных средств в стране-претенденте. Этот гарантийный фонд формируется за счет страховых компаний. В частности, для стран, численность национального автопарка которых превышает 20 млн машин, объем финансовых гарантий составит 8 млн евро плюс 0,2 евро на каждую машину свыше 20 млн. В России же насчитывается порядка 30 млн машин. Кроме того, национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с европейскими правовыми нормами. Важнейший шаг в этом направлении Россия уже сделала: в апреле этого года был принят Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. В настоящее время в РСА входит 48 страховых компаний, общая доля которых на рынке страховых услуг России составляет около 90%.
Комментарии