Ни рост акцизов на бензин, ни вступление в ВТО не приведут к резкому скачку цен на автомобильное топливо, заверил депутатов Думы первый заместитель министра энергетики Иван Матлашов, выступавший вчера в рамках "Правительственного часа".
Парламентарии пожелали узнать, что делает правительство для стабилизации цен на нефтепродукты. Выяснилось: почти что ничего. Поскольку, по словам г-на Матлашова, действующее в России законодательство позволяет регулировать только тарифы естественных монополий, а предприятия сферы переработки таковыми не являются. В руках исполнительной власти сохранился небогатый арсенал мер, позволяющих хоть как-то влиять на ситуацию. Правительство может осуществлять регулирование объемов производства и запасов нефтепродуктов, а также включать административные рычаги, ограничивая экспорт отдельных видов продукции.
Еженедельно, по словам Матлашова, в Министерстве энергетики заседает оперативный штаб с участием представителей регионов, отслеживающий ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, в том числе и по отдельным территориям. По информации замминистра, 5 из 7 федеральных округов собственное топливо не производят и вынуждены завозить его. В случае угрозы перебоев в снабжении правительство принимает меры по их ликвидации.
Даже рост тарифов естественных монополий не приведет к скачкообразному росту цен, заверил он. Причина: не было бы счастья, да несчастье помогло. "Нас защищает инфраструктура, не позволяющая резко увеличивать экспортные поставки сырья и переработанного топлива за границу", объяснил замминистра. В минувшем году Россия вывезла за рубеж 72 млн. т минерального топлива, в текущем - 76 млн. т, так что больших резервов увеличения роста в стране нет. К тому же, сообщил он, в хранилищах накоплено 11 млн. т нефти, и перегнать ее за пределы страны технически невозможно. Она будет переработана для внутреннего рынка, что может снизить цены. "Полгода проживем нормально, а дальше я предсказывать не берусь", - признал г-н Матлашов.
Правда, развеять скепсис парламентариев ему до конца не удалось. Инициатор слушаний, депутат Александр Сизов усомнился, удастся ли правительству предотвратить угрозу неконтролируемого роста цен на бензин и дизельное топливо. Акцизы на углеводородное топливо с января 2003 г. будут взиматься с АЗС, которые обязали обзавестись соответствующими свидетельствами. Но год заканчивается, а владельцы автозаправок не спешат этого делать, следовательно, поступление доходов в казну грозит катастрофически уменьшиться. Для контроля над бензоколонками необходимо создание налоговых постов, что требует увеличения штатов "мытарей", однако в правительстве об этом пока нет и речи.
Комментарии