Чиновники Минприроды потребовали от ЛУКОЙЛа приостановить строительство нефтехимического терминала в Высоцке (Ленобласть). По их данным, компания начала строить терминал, не имея разрешительных документов - землеотвода и экологической экспертизы проекта. В ЛУКОЙЛе это опровергают.
В мае ЛУКОЙЛ выкупил у структур "Северстальтранса" контрольный пакет ЗАО "Балтхимэкспорт" - компании, созданной в 1997г. для строительства химического терминала (перевалка аммиака и метанола) на острове Высоцком рядом с морским портом Высоцк в Ленобласти. ЛУКОЙЛ решил строить на этом месте терминал по перевалке нефтепродуктов, а в будущем и продуктов нефтехимии. Его мощность составит около 10 млн. тонн нефтепродуктов в год, а необходимый объем инвестиций - более 150 млн. долл. Через Высоцк "ЛУКОЙЛ" рассчитывает поставлять нефтепродукты на рынок США, а потому надеется привлечь в проект американских инвесторов. Переговоры об этом нефтяная компания вела с U.S. Fluor Corporation и Overseas Private Investment Corporation (инвестагентство при правительстве США). С июля компания "ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-Нефтепродукт" начала в Высоцке работы по подготовке территории и строительству инфраструктуры.
Как сообщили "Ведомостям" в пресс-службе МПР, 11 декабря в министерстве состоялось совещание, где обсуждалась ситуация со строительством нефтепродуктового комплекса в Высоцке (ЛУКОЙЛ-II).
Чиновники говорили о том, что подготовительные работы по строительству терминала осуществляются при отсутствии разрешительной документации - в частности, земельного отвода и экологической экспертизы. В Минприроды утверждают, что эти нарушения обнаружила министерская комиссия департамента госконтроля по Северо-Западному федеральному округу, которая, проведя проверку, предписала приостановить работы в Высоцке.
По словам исполнительного директора АО "ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-Нефтепродукт" Сергея Сепунова, компания не получала официальных бумаг из Минприроды. Между тем в министерстве говорят, что 17 декабря телеграмма с требованием приостановить строительство нефтетерминала была направлена лично президенту ЛУКОЙЛа Вагиту Алекперову. В пресс-службе ЛУКОЙЛа подчеркивают, что ЗАО "Балтхимэкспорт" имеет все необходимые экспертизы и согласования - для перевалки химических грузов требования даже жестче, чем для нефтепродуктов. Однако, поскольку профиль проекта был изменен, ЛУКОЙЛ заново обратился во все надзорные и экологические организации Ленобласти. По данным пресс-службы нефтекомпании, ТЭО комплекса сейчас находится на согласовании сразу в 22 инстанциях.
Источник, близкий к ЛУКОЙЛу, говорит, что тревогу Минприроды за экологию региона охотно разделяют представители властей и бизнеса Финляндии, которые предпочли бы, чтобы экспорт российских нефтепродуктов по-прежнему шел через финские порты Хамина и Порвоо.
Представитель Минтранса говорит, что схожие проблемы возникали и при строительстве "Транснефтью" порта Приморск, и при сооружении портового терминала КТК под Новороссийском, однако "до антагонизма не доходило". По оценке чиновника, на экологические мероприятия - систему ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), защиту береговых сооружений, мониторинговое оборудование и др. - приходится около 40% в смете строительства нефтеналивных портов.
"Естественно, ЛУКОЙЛ стремится минимизировать эти расходы. Но и чиновники МПР пытаются выставлять такие требования к экологии (а в законодательстве они четко не прописаны), что вынуждают компании приходить к ним и решать вопросы в кабинетах", - полагает сотрудник Минтранса. По его мнению, ЛУКОЙЛ и Минприроды неизбежно придут к консенсусу.
Комментарии