Конфереция

Александр Дацюк: "для ГУП "Пассажиравторанс" - главное, чтобы поставки производились вовремя, чтобы топливо было качественным и по максимально низкой цене..."

24 декабря 2002 года должно состоятся вскрытие оферт (точную дату www.Au92.ru сообщит дополнительно в течение сегодняшнего дня) по тендеру на поставку топлива ГУП " #org#пассажиравтотранс " в 2003 году. Ежегодный конкурс вызывает неизменный интерес со стороны топливных компаний. Особенностью нынешнего тендера можно считать небывалую пассивность потенциальных поставщиков. В первую очередь это связано с налоговыми нововведениями и вступлением в силу с 1 января 2003 года Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Корреспондент www.Au92.ru беседует с генеральным директором ГУП "Пассажиравтотранс" Александром Дацюком. Au92: 1 января топливный рынок начнет работать по новым правилам. В первую очередь это связано с новыми правилами взимания акциза. Могут ли в связи с этим произойти изменения в работе ГУП "Пассажиравтотранс"? Александр Дацюк: Не думаю, что произойдут кардинальные изменения. Есть разные прогнозы о росте цен на топливо: от 0 до 30%. Лично я думаю, что больше чем на 10-15% цены вряд ли подскочат. Что касается наших взаимоотношений с топливными компаниями, то и они, полагаю, останутся прежними. Ведь условия формирования цены и условия конкурса связаны со средним уровнем цен в розничной сети города. Если там поднимется уровень цен, то пропорционально изменится и наша цена. Некоторые топливные компании говорят о том, что индекс роста оптовых цен будет выше, чем индекс цен на розничном рынке, поэтому уменьшится рентабельность поставок. Но эти заключения умозрительны и у меня и у той стороны. Если будет скачок цен в розничной продаже, для топливников в наших отношениях ничего не изменится, ведь они ничего не потеряют. А вот если будет скачок на оптовом рынке больше, чем на розничном, в каких-то сверхъестественных пределах, то тогда мы будем рассматривать форс-мажорные обстоятельства и принимать соответствующие решения. Au92: В каких тендерах участвует ГУП "Пассажиравтотранс": как в качестве заказчика, так и в качестве поставщика? Александр Дацюк: В качестве заказчика. Сейчас у нас проходят открытые конкурсы по маслам и топливу. В этом году, впервые мы полностью являемся заказчиками по тендеру на топливо. И не согласовываем эти документы на экспортно-промышленном совете. Раньше формально считалось, что мы приобретаем топливо на бюджетные деньги. Сегодня топливо на бюджетные деньги не приобретается, поскольку бюджетное финансирование меньше тех доходов, которые мы получаем сами. Но не это главное. Дело в том, что мы являемся участниками конкурса на социальные маршрутные перевозки. Вот там и разыгрываются бюджетные деньги. Т.е. бюджетные средства участвуют в конкурсе на маршрутную сеть. Мы же являемся заказчиками по конкурсу исходя из собственных доходов. Эти доходы двойственны. Первое - это доходы с линии, а второе - доходы из бюджета. Но вернемся к конкурсам. Помимо этого мы еще проводим конкурсы по подрядчикам на наши строительные работы, наверное, в будущем году мы проведем два больших конкурса по авторезине и по выбору компаний на страховку автогражданской ответственности. По остальным позициям мы таких открытых конкурсов не проводим, используем "метод котировок". В качестве поставщика мы участвуем в двух конкурсах: это конкурс на социальную маршрутную сеть и конкурс на маршрутную сеть коммерческую. Конкурс на коммерческую маршрутную сеть - из 38 маршрутов мы выиграли 8, а заявляли на 9, т.е. отыграли достаточно успешно. Сейчас активно занимаемся конкурсом на социальные перевозки. Au92: Доля перевозок ГУП "Пассажиравтотранс" сокращается, сейчас проводятся тендер на выполнение транспортных работ. Существует ли вариант гипотетического проигрыша? Что вы будете делать в этом случае? Александр Дацюк: На сегодняшний день для ГУП "Пассажиравтотранс" проиграть значительный объем перевозок - вещь нереальная. И вот почему. Сегодняшние расценки или цена оплаты за транспортную работу не включает ни уровня рентабельности, пусть маленького (3%), ни амортизацию на полную замену подвижного состава. Т.е. в случае если говорить о привлечении инвестиций в данный сектор рынка - он непривлекателен. Возможность возврата денег, вложенных в социальные перевозки, в приобретение подвижного состава, чрезвычайно проблематична. Поэтому-то на этом рынке сегодня и нет большого соперничества. В дальнейшем, возможно, это изменится. И в дальнейшем, я думаю, "Пассажиравтотранс" перейдет на акционерную форму собственности, и будем работать как обычное коммерческое предприятие. Я думаю, что это должно произойти в обозримом будущем. Тем более, что после входа в действие закона об унитарных государственных предприятиях нужно "идти в другие формы собственности", потому что права у руководителей остаются как у государственных предприятий, где нужно отчитываться за каждую гайку, а обязанности возрастают. У любой коммерческой организации кроме обязанностей появляются еще и права, т.е., если сегодня нас могут заставить работать бесплатно, как это происходит сейчас, в 4 квартале 2002 года, то в другой форме собственности это будет проблематично. Au92: Какие компании сегодня являются поставщиками ГУП "Пассажиравтотранс"? Как складывается с ними работа? Как Вы смотрите на возможность появления таких поставщиков как "Cибнефть" ЛУКойл и других? Чем вы объясняете их неучастие в ранее проводимых тендерах? Александр Дацюк: В настоящее время поставщики следующие: основной - ПТК, немного "Балт-Трейд" и "Восход". Для меня как потребителя, честно говоря, внутренние взаимоотношения в компаниях не важны. Для ГУП "Пассажиравторанс" - главное, чтобы поставки производились вовремя, чтобы топливо было качественным и по максимально низкой цене. Подозреваю, что при вертикальной интеграции будет цена ниже, чем у компаний, которые не интегрированы структурно, но это умозрительные предположения. С ЛУКойлом мы в свое время работали, никаких особенных проблем не было. С остальными компаниями не работали, поэтому сказать ничего не могу. Au92: В свете непростой ситуации на топливном рынке, не прогнозируете ли Вы определенного дефицита поставщиков? Александр Дацюк: Не буду строить каких-либо прогнозов, поскольку вопрос экономики ясен более для нефтяных компаний. Поэтому такие прогнозы скорее может делать "Нефтяной Клуб". Со своей стороны могу только сказать, что всегда существовала такая проблема, как то, что не все поставщики имеют заправочные колонки в непосредственной близости от наших автобусных предприятий. Кстати, в конкурсной документации отмечено, что если у парка есть нулевые пробеги, то эти холостые пробеги топливной компаниями оплачиваются. Раньше строился автобусный парк, и рядом строилась заправочная станция, потому что один парк потребляет десятки тонн топлива. Исторически сложилось так, что большая часть этих заправок оказалась у ПТК. Тем не менее, мы готовы рассматривать и установку контейнерных станций у себя в автобусных парках, но только там, где это технически возможно. Au92: В чем главное отличие тендерной документации на поставки топлива ГУП "Пассажиравтотранс" 2003 года? Есть ли принципиальные различия с условиями прошлых лет? Александр Дацюк: У участников конкурса всегда возникают вопросы, они возникали и в этом году. Принципиальных различий с условиями прошлых лет нет. С учетом того, что вводятся акцизы, мы ввели большую квоту на первоначальную цену. По старому конкурсу цена, декларированная в конкурсной документации, должна была держаться в течение месяца после начала поставки. А в случае ожидаемого скачка цен мы поставили более удобные условия и готовы откорректировать их при резком изменении цен. Au92: В конкурсной документации по поставкам топлива ГУП "Пассажиравтотранс" на 2003 год сформированы цены на январь исходя из ноябрьских. Но с 1 января будет введен акциз, соответственно вырастут розничные цены. По расчетам поставки на этих условиях будут на 20 коп. ниже себестоимости. Многие уже отказались от потенциального участия в конкурсе. Как на Ваш взгляд в свете этих обстоятельств будет проходить тендер? Александр Дацюк: Цены по январю мы и откорректируем. Цены, которые были написаны в оферте, мы в январе умножим на коэффициент изменения цены. Расчет коэффициент стабилен: берется соотношение средней розничной цены текущего месяца к средней розничной цене ноября. Этими расчетами занимаемся мы, а данные нам предоставляет Госкомстат. Au92: Необходимо ли Свидетельство на совершение операций с нефтепродуктами потенциальному участнику тендера-2003? Александр Дацюк: На этот вопрос я вам не отвечу. Есть организатор конкурса - Лицензионная Палата, который подбирает и отслеживает конкурсную документацию в соответствии с существующими законами. Они являются нашими организаторами конкурса и нашими консультантами в вопросах такого рода. Au92: Что на практике означает условие финансирования поставок топлива за счет собственных доходов Заказчика? Александр Дацюк: Как я говорил, если раньше конкурс проводился на бюджетные средства, то сейчас все встало на свои места. Мы всегда суммировали тот доход, что есть, с бюджетом и направляли его по различным статьям себестоимости. Мы никогда практически напрямую не направляли деньги из бюджета на топливо. То же самое происходит и сейчас, просто сегодня на это акцентируется больше внимания. Раньше говорилось о том, что конкурс проходит на бюджетные деньги, но он и раньше проходил на наши деньги. Потому что город оплачивает нам совершенные перевозки. Au92: Комитетом по транспорту на момент объявления конкурсных условий не был проведен конкурс по распределению автобусной маршрутной сети. Таким образом, в отсутствие договора на перевозки на следующий год, объемы поставок нефтепродуктов, указанные в тендерной документации, являются предполагаемыми, а не фактическими. Так ли это? Александр Дацюк: Так оно и есть, но я думаю, что каких-либо кардинальных изменений не будет. Мы делаем в год около 80 млн. километров по социальным маршрутам, приблизительно на эту сумму мы и планируем "заявиться" на маршрутную сеть будущего года. Если и будут изменения, то в пределах 3-5%. В настоящее время коммерческие автоперевозчики предпринимают шаги по покупке автобусов на 100 мест и более, но с одной стороны они приобретают их для организации коммерческих перевозок на автобусах большой вместимости, а потом уже для социальных перевозок. Дело в том, что на коммерческих автобусах большой вместимости рентабельность выше, чем на маленьких. Есть такое предприятие "Владимиров". Они приобрели львовские автобусы большого класса, они уже работают на коммерческих маршрутах на Красное Село. Au92: Как Вы относитесь к идее организации будущих торгов в электронном виде? Александр Дацюк: Честно говоря, с технологией проведения таких торгов я не знаком. Но при условии нормальной организации конкурса, почему бы и нет? Au92: Каким был для ГУП "Пассажиравтотранс" 2002 год? Изменился ли объем перевозок, ожидаете ли Вы в ближайшем будущем увеличения тарифов, будут ли вводится новые системы учета пассажиров, оплаты и т.д. Как готовится ГУП <Пассажиравтотранс> к 300-летию Петербурга? Александр Дацюк: Объем перевозок у нас практически не изменился в этом году, а вот расход топлива у нас существенно сократился. Произошло это потому, что в течение года шла достаточно эффективная замена подвижного состава ЛИАЗ-677 - это устаревшая марка автобусов, которые расходуют около 60 литров бензина на 100 км., на ЛИАЗ-5256 с дизельными двигателями. Частично они идут с двигателями Caterpillar, частично с двигателями КАМАЗ, а там расход топлива примерно в два раза меньше, и это уже дизельное топливо. Т.е. соответственно, у нас меньше стал объем бензина, больше объем дизельного топлива, но и в общем объем нефтепродуктов несколько сократился, примерно до 37 литров на 100 км., при фактически неизменных объемах работ. Такова и была цель нашей политики по замене подвижного состава, в том числе и для того, чтобы сократить расходы на топливо, ведь они составляют около 20 % общего объема себестоимости перевозок. Что касается новых систем учета пассажиров, то на сегодняшний день методика принципиально не изменилась, но мы планируем ее изменить. Работы проводит фирма "ЭЛСИ", которая является разработчиком для метрополитена (смарт-карты, магнитные карты и т.д.). В данный момент мы хотим сделать "пилотный" проект по Колпинскому автобусному парку. В первую очередь, это - не система учета пассажиров, а система сбора платы за проезд. Но такая электронная система сбора даст возможность и учета пассажиров, а при законодательном и административном переходе всех, имеющих право на льготный проезд, на документы с магнитоносителем или со смарт-картами, появится возможность учета по всем категориям льготников. Но это дело будущего. Эту работу мы ведем параллельно с метрополитеном, поскольку сами смарт-карты, все электронные носители и системы их обслуживания - вещи достаточно дорогостоящие, поэтому нет смысла иметь их каждому, она должна быть единой, тем более, что объем памяти смарт-карты дает возможность держать в массу информации. В Москве, да и у нас тоже переходят к так называемой "карточке горожанина". В ней содержится информация о коммунальных платежах, плате за проезд и так далее. Мне кажется, что такая карточка является идеальным вариантом. По сути - это документ, удостоверяющий место жительства человека. У того, кто пользуется льготным правом проезда, будет соответствующая отметка о льготах, а у обычных пассажиров будет вычитаться сумма за каждый проезд. Такую работу по Колпинскому парку планируется сделать в будущем году. От системы кондукторов не сегодня - завтра нужно уходить. Может лучше и сегодня, поскольку это профессии, которые стоят больше денег, чем приносят пользы. С появлением системы сбора выручки необходимость в кондукторах отпадет, но возникнет необходимость в контролерах, которые будут иметь соответствующие переносные устройства, показывающие, когда и в данном ли автобусе ты заплатил. А считывающие устройства, которые тоже будут стоять в автобусе, примерно как раньше стояли компостеры, считывают с твоей карточки (кредитного счета) стоимость проезда и сразу же у себя в памяти отражает, был ли это месячный проездной, разовый проездной, льготный проезд или за деньги. Так что технически эта проблема решаема. Что касается подготовки к 300-летию, то эта работа ведется давно. Заканчивается 2-летняя реконструкция автобусного вокзала. К 1 мая будущего года мы завершим эту работу. В Петербурге должен быть автобусный вокзал, достойный нашего города. Располагаться он будет на прежнем месте - на Обводном канале. Многие задают вопрос, почему - на Обводном канале. Здесь нет метро. Но это не наша вина, а наша беда. Дело в том, что на продолжении Фрунзенской линии метро должна быть станция "Обводный канал", и от этой станции метро до автобусного вокзала 3-5 минут пешком. Поэтому и было принято решение не о переносе, а о реконструкции существующего автовокзала. Но вокзал реконструировали, а станцию не построили. Но этим вопросом мы будем и далее заниматься. Когда вокзал будет полностью введен в строй, то будет пущен автобус от станции метро "Лиговский проспект", на котором проезд пассажиров, имеющих билет на междугородний автобус, будет бесплатным. Общую программу подготовки к 300-летию мы начали давно. В ее рамках перекрашиваем все существующие автобусы в наши фирменные цвета. Ранее была разработана схема окраски всего подвижного состава, и новая поставка автобусов уже в течении 2 лет идет с нашей фирменной окраской. Для каждого типа автобуса существует свой стандарт на окраску: городские - бело-серые, а экспрессы - бело-синие. Кроме этого, планируется усиление отдельных маршрутов на 300-летие, но это вопрос подготовки, мы его относим на конец первого квартала 2003 года, поскольку еще не совсем ясны будущие пассажиропотоки и их изменение в связи с празднованием юбилея города.
Комментарии