Автолюбители России с напряжением ждут начала 2003 года, когда начнут
действовать изменения второй части Налогового кодекса в главе "Акцизы". Первоначальный проект поправок был написан так, что розничные цены на нефтепродукты могли взлететь сразу на 70 процентов. Однако нефтяное лобби в Государственной думе сработало на совесть, и, по прогнозам экспертов рынка, цены на бензоколонках вряд ли повысятся больше чем на 20 процентов.
Сюрпляс на бензоколонках Последний раз значительный рост цен в рознице Питера наблюдался в мае - июне 2002 года, и сразу - на 20 процентов. Неожиданно для топливных операторов водители освоили новые рубежи, и типичного в таких случаях спада потребления не произошло. Осенью литр самого популярного в городе бензина 92-й марки продавался на АЭС ведущих фирм по 10 рублей за литр. На бензоколонках некоторых операторов этот вид топлива стойл даже 9,50, но его качество оставляло желать лучшего.
Нефтетрейдеры знали о грядущих изменениях в Налоговом кодексе и прогнозировали, что в ноябре - декабре цены потихоньку поползут вверх. Однако этого не произошло: нефтеперерабатывающие заводы не рискнули задирать отпускные прейскуранты, а лидеры розничного рынка стали создавать товарные запасы. Более того, в текущем месяце случился даже небольшой (20 - 30 копеек за литр) "откат" цен. В велоспорте, в спринтерской гонке на треке, есть такой термин - "сюрпляс".
Это когда оба гонщика после сигнала старта бездвижно висят на руле, пытаясь не начать движение первым. Практика этого вида гонок показывает - выигрывает тот, кто "сел на колесо" сопернику. К нынешней ситуации на бензиновом рынке аналогия уместна: операторы, боясь потерять клиента, стараются "держать" прейскуранты.
Даешь 20 процентов?
В январе 2003 года цены по всей цепочке движения нефтепродуктов, по оценке вице-президента Российского топливного союза Олега Ашихмина, подрастут в среднем на 15 - 20 процентов. В свете того, что нам обещали 70 процентов, это не страшно. Более того, новые ценники нарисуются на АЗС не раньше конца января. Первую половину месяца автолюбители будут праздновать, да и у операторов останутся запасы 2002 года.
Олег Ашихмин уверен, что частники осилят и 12 рублей за литр Аи-92 (это при 20-процентном подорожании). А вот более высокая цена остановит, по мнению Олега Борисовича, многих автовладельцев. Это понимает и нефтяное лобби, поэтому Российский топливный союз (главный лоббист со стороны потребителей) и владельцы нефтяных скважин провели (и проводят) активную работу среди российских парламентариев.
Оптимизм господина Ашихмина разделяют не все операторы топливного бизнеса. Менеджеры "Балт-Трейда", "Фаэтона" и других лидеров регионального рынка полагают, что 12 рублей за литр 92-го остановят многих частников, особенно владельцев подержанных отечественных машин. От себя добавим: повышением цен на нефтепродукты воспользуются как владельцы сети маршруток, так и фирмы, чьи расходы на бензин составляют в себестоимости мизерные проценты. Был бы повод. Возьмем, например, коммерческий общественный транспорт. Повышение платы на рубль-два на каждом маршруте летом этого года перевозчики списали на 20-процентное подорожание нефтепродуктов. Бог с ним, хотя лишний рубль с пассажира окупит и 50-процентное повышение цен на топливо. Но ведь владельцы сети коммерческих маршрутов и осенью повышали прейскуранты чуть ли не ежемесяцн, ссылаясь на все тот же весенний подъем цен на АЗС!
Комментарии