В настоящее время в Комитете по строительству идет работа по внесению ряда изменений в Положение "О проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для проведения изыскательских работ" и над выполнением распоряжения губернатора от 24 октября 2002 года N 1982-ра об утверждении Решения Инвестиционно-тендерной комиссии (протокол от 06.08.2002 N 359) по адресному перечню объектов недвижимости, предполагаемых для реализации на торгах на право заключения договора аренды земельного участка в целях проведения изыскательских работ. Ориентировочно, конкурс по одиннадцати утвержденным объектам будет проведен в январе-феврале. Это объекты по адресам: 7-я Красноармейская ул., между домами N 3 и 5. Верейская ул., между домами N 37 и 45. Наличная ул., д.44. Шувалово-Озерки, квартал 10, Выборгское шоссе. На пересечении Выборгского шоссе и ул.Жени Егоровой. Сосновая Поляна, квартал 28, ул.Пионерстроя, между домом N 17, корп.1, и домом N 23. г.Сестрорецк, квартал 38, между корп.2б и 3а. г.Петродворец, Санкт-Петербургский пр., между домами N 32 и 40. Бывший Комендантский аэродром, квартал 7В, корп.53а, 53б. г.Пушкин, квартал 9 центральной части, ул.Глинки, корп.7, 8, 9, 10, 21 и 23. и на пересечении 16-й линии В.О. и Камской ул.
Проще говоря, все идет к тому, что в городе, наконец, реально начнет работать юридически правильная (в соответствии с Земельным Кодексом) система выделения объектов под строительство через аукционы.
Краткий курс истории конкурса
Напомним, почему эта система не начала работать до сих пор. Первое проведение торгов по 33 объектам было назначено на 5 августа. Однако после продажи 12-го лота по предложению части участников Комиссия по проведению торгов приостановила работу аукциона. Причиной послужило то, что все лоты приобретала одна и та же компания - OOO "Первый городской центр антикризисного управления" (ПГЦАУ), и было похоже, что она претендует на приобретение и остальных объектов. Принятое решение председатель Комитета по строительству вице-губернатор Александр Вахмистров объяснил сомнением в кредитоспособности ПГЦАУ и перенес продолжение торгов на 19 августа. Но на торгах 19 августа ПГЦАУ скупил прочие лоты, опять же по ценам, значительно превышающим оценки петербургских экспертов.
После этого с открытым письмом к губернатору обратилась часть оставшихся ни с чем участников торгов (19 инвестиционно-строительных компаний). В своем обращении они квалифицировали итоги торгов 5 и 19 августа, как сознательную попытку дискредитировать механизм прозрачного распределения земельных участков для строительства объектов недвижимости и как пример неэтичного бизнеса.
Тем временем ПГЦАУ, как победитель торгов, должен был произвести до 29 августа оплату в размере около $20 млн., и 28-го на присланный по факсу из Комитета по строительству счет была перечислена "частичная оплата" по 30 лотам (кроме лота N22) в размере 1 доллара по курсу ЦБ за лот. Столь мизерный размер оплаты генеральный директор ПГЦАУ Сергей Афанасьев объяснил тем, что на присланном из Комитета факсе находился только номер банковского счета, и сама бумага, по оценкам юристов ПГЦАУ, не являлась юридическим документом. А посему в случае развития конфликта возврат перечисленных крупных сумм сопровождался бы проблемами. Также ПГЦАУ подало иск в Арбитражный суд с требованием признать результаты конкурса не действительными, но интересен здесь не судебный ракурс, а причины, побудившие Комитет по строительству к проведению первого конкурса.
Почему был назначен аукцион
Комитет по строительству начал проведение торгов после вынесенного 26 апреля 2002 года Предписания Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ТУ МАП) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 03/1947-23. В этом документе говорилось о недопустимости "целевого" распределения пятен застройки и о том, что согласно "Земельному Кодексу" земельные участки должны выделяться только через торги.
27 мая 2002 г. Администрацией Санкт-Петербурга направлен на согласование в ТУ МАП проект распоряжения Администрации о внесении изменений в распоряжение губернатора N 283-р, исключающих предоставление свободных сформированных земельных участков без проведения торгов. Как сообщили в пресс-службе Комитета по строительству, по результатам рассмотрения ответа Администрации, комиссия ТУ МАП пришла к заключению, что предписание от 26.04.2002 г. Администрацией исполнено. Одновременно на заседании комиссии с обоюдного согласия представителей ТУ МАП и Администрации был принят ряд решений, касающихся расширения конкурсных процедур.
Комитет заявил, что предоставления земельных участков под новое строительство будет осуществляться двумя путями. Путём предоставления сформированного земельного участка для проектирования и строительства. И путём предоставления несформированного земельного участка для проведения изыскательных работ с последующим разрешением проектирования и строительства на закреплённом за инвестором земельном участке (при условии, что участок сформирован под соответствующую функцию, что подтверждается наличием необходимых согласований). В первом случае, если участок сформирован (имеется акт о выборе земельного участка) и не закреплён за юридическим или физическим лицом, в соответствии с Земельным кодексом РФ данный участок в обязательном порядке будет выставляться на торги. Во втором случае конкурсные процедуры будут происходить на стадии предоставления участка для проведения изыскательских работ. При этом торги на право предоставления земельного участка для проведения изыскательских работ в целях определения возможности размещения на данном участке объекта будут проводиться при наличии двух факторов:
- если в отношении участка подано несколько инвестиционных предложений;
- если по заключению Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Территориального управления административного района Санкт-Петербурга на данном участке отсутствуют очевидные проблемы, которые с высокой степенью вероятности могут исключить возможность согласования акта выбора земельного участка (риск участника "опционных" торгов минимален).
Однако, после "инцидента" во время первого конкурса, проведение конкурсов прекратилось, выделение же участков Инвестиционно-тендерной комиссией продолжилось и обещает прекратиться только теперь, после проведения нового конкурса с измененными правилами.
Давайте не будем оспаривать то, что сделано
Конкурс предполагается проводить на новых условиях. Как сообщили в пресс-центре Комитета по строительству, ведётся работа по внесению ряда изменений в Положение о порядке проведения торгов, в том числе в части введения более жесткого критерия отбора участников, увеличения задатка, представления документов, подтверждающих платежеспособность участников торгов и т.д. Разрабатываемый проект Положения предполагается доработать и в кратчайшие сроки представить на согласование отраслевым исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга
Однако, как подчеркнуто в объявленной позиции Комитета: "В настоящее время по значительному количеству свободных участков под АЗС инвестиционно-тендерная документация для обоснования возможности строительства АЗС находится в высокой степени готовности. Данная документация разрабатывается потенциальными инвесторами. Эта работа связана со значительными затратами времени и средств, которые не могут быть компенсированы потенциальному инвестору в эквивалентном объёме в случае, если он не выиграет торги. В этой связи Комитет по строительству разделяет позицию большинства топливных компаний, заключающуюся в том, что настаивать на проведении торгов по таким участкам компаниям, не занимавшимся разработкой документации, неэтично и некорректно. Большинство компаний имеет в разработке адресные программы проектируемых пятен застройки. Именно топливным компаниям сейчас предстоит решить, как они будут действовать: или по всем участкам будут проводиться торги, или, при высокой степени готовности инвестиционно-тендерной документации, выполненной какой-либо компанией, остальные компании отзовут свои инвестиционные предложения. Комитет по строительству с пониманием отнесётся к последнему варианту развития событий:
:Что касается преобразования контейнерных АЗС в стационарные, то в таких случаях преимущественное право проектирования и строительства стационарных АЗС будут получать владельцы контейнерных АЗС, которые фактически занимают соответствующий участок, без проведения торгов. Данное решение представляется разумным, справедливым и не противоречит действующему законодательству".
Комментарии