Неисправимый акциз

Правительство так и не придумало, как исправить новые правила уплаты акциза на бензин. Больше половины московских бензоколонок не смогут платить его даже при большом желании. А в январе налог можно будет не платить вовсе. С 1 января 2003 г. уплата акцизов на бензин переносится с НПЗ на АЗС. Налог будет начисляться на каждом этапе продажи топлива, а уплачиваться - лишь на последнем. НПЗ и оптовики смогут зачесть налог, представив в инспекцию договор купли-продажи, накладную и счета-фактуры, заверенные налоговой инспекцией покупателя бензина. Предварительно всем звеньям цепи придется получить своеобразную фискальную лицензию - "свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами". Как только Госдума приняла правительственные поправки в НК, переносящие уплату налога на АЗС, правительству стало ясно, что работать они не будут. Например, в Москве около 60% АЗС, по словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, арендуют мощности по продаже и хранению бензина. Но получить фискальную лицензию и платить акциз может только их собственник. На днях налоговый подкомитет Госдумы одобрил поправки к закону, подготовленные рабочей группой правительства, но, по общему мнению участников рынка, ситуацию они не спасают. Получить фискальную лицензию и платить акциз сможет не только собственник мощностей, но и тот, кто распоряжается ими "на праве оперативного управления или хозяйственного ведения", - т. е. государственные или муниципальные унитарные предприятия, которые снабжают бензином армию или село. А арендаторы платить акциз по-прежнему не смогут. "Мы оказались между двух огней, - говорит Сергиенко. - Московское правительство ждет от нас налогов, а Налоговый кодекс не позволяет их платить". Единственный выход, который видят бензоторговцы, - это договариваться с НПЗ или оптовиками, чтобы те взяли уплату акциза на себя, т. е. не настаивали на получении от АЗС документов, подтверждающих факт продажи бензина и позволяющих претендовать на возмещение или зачет акциза. По словам первого заместителя гендиректора "Лукойл-центрнефтепродукта" Юрия Лисина, нефтяникам и самим это было бы выгоднее. Но ссориться с властями регионов, в которых находятся принадлежащие им бензоколонки, нефтяники не хотят. "Поэтому мы решили работать по новым правилам, хотя экономически это совершенно невыгодно", - говорит Лисин. Впрочем, даже в правительстве нет единого мнения о том, кто и где будет платить акциз на бензин в следующем году. "Боюсь, что с применением нового закона будут большие проблемы. Уже весной придется снова вернуться к этой теме и готовить очередные поправки", - говорит руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов. Между тем новые поправки в НК закрывают дыру, в которую могли утечь десятки миллиардов рублей. Согласно последней версии главы НК об акцизах, если НПЗ, не получивший фискальное свидетельство, продает бензин несертифицированной АЗС, то акциз в этой схеме не платит никто. В правительственных поправках говорится, что платить налог должен НПЗ. Но, по словам партнера "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Дениса Щекина, налоговой лазейкой все равно можно будет пользоваться весь январь. Ведь даже при самом благоприятном развитии событий новые поправки будут опубликованы в конце декабря. А поскольку они ухудшают положение налогоплательщика, то вступить в силу согласно ст. 5 НК смогут лишь с 1 февраля, говорит эксперт. Бюджет следующего года предусматривает, что акцизов на нефтепродукты будет собрано 75 млрд руб., 44 млрд руб. из которых должны поступить в региональные бюджеты.
Комментарии