Конфереция

Письмо Московской Топливной Ассоциации в Управление МНС РФ по г. Москве

Основные проблемы, связанные с новым порядком исчисления и уплаты акциза при реализации нефтепродуктов (в свете изменений главы 22 НК РФ от 22.07.02 с учетом последнего проекта от 27.11.02), и предлагаемые пути их решения. Исх. N 131 от 09 декабря 2002г. Проблема 1. Некорректная классификация типов выдаваемых свидетельств. Деление видов деятельности налогоплательщиков, совершающих операции с нефтепродуктами, на производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию с выдачей соответствующих типов свидетельств: во-первых, противоречит требованиям Гражданского кодекса РФ, предусматривающего, например, комиссионную торговлю и др. виды деятельности. во-вторых, ломает объективно сложившуюся и положительно зарекомендовавшую себя на практике существующую систему реализации нефтепродуктов. Для нефтяного рынка РФ понятие оптово-розничная торговля мало применимо и практически непригодно. Предложение 1: Привести классификацию видов деятельности для целей выдачи свидетельств в соответствии с нормами гражданского права и реальной рыночной ситуацией. Для этого пункт 1 статьи 179.1 НК РФ изложить в следующей редакции: "1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельства), выдаются налогоплательщикам, осуществляющим следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов - свидетельство на производство; оптовую реализацию, а также посреднические операции с нефтепродуктами - свидетельство на оптовую реализацию и посредничество; розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию". Проблема 2. Обязательное основание для выдачи свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами - нахождение производственных (торговых) мощностей в собственности предприятия Помимо того, что данное требование незаконно по содержанию (противоречит положениям Гражданского кодекса РФ), абсурдно по сути (т.е. практически парализует сложившуюся систему торговли нефтепродуктами), оно изначально конфликтно и трудно выполнимо по форме изложения в самом Налоговом Кодексе РФ. Это связано с тем, что проект новых изменений (от 27.11.02), как и все предыдущие редакции не содержат каких-либо количественных критериев или ограничений обладания на праве собственности АЗС или другим объектом для получения свидетельства. Из чего можно заключить, что для получения, скажем, свидетельства на розничную реализацию предприятию теоретически достаточно иметь в собственности одну АЗС или, что еще более абсурдно, владеть совместно с другими организациями какой-то долей в одной АЗС (долевая или совместная собственность - ст. 244 ГК РФ). Остальные производственные мощности могут использоваться на иных видах прав. Данный вывод в новых изменениях подтверждает, в частности, абз.11 п.6 ст. 179.1 НК РФ гласящий, что основанием для аннулирования свидетельства является прекращение права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве. По-другому, это можно сформулировать так: "Если хотя бы на одну АЗС (или ее часть) сохраняется право собственности - свидетельство не аннулируется". Основная идея, ради которой идеологи нововведений так упорно настаивают на формулировке "на праве собственности и точка", в итоге не решается. Ведь смешно рассчитывать, что одна АЗС или ее часть действительно станет имущественной гарантией государства от неуплаты предприятием сумм акциза от всей деятельности по реализации нефтепродуктов. Указанное требование только создает почву для конфликтных ситуаций и злоупотреблений на практике. С одной стороны - у предприятия есть законное право требовать (в том числе через арбитражный суд) выдачи свидетельства, если оно обладает на праве собственности хотя бы 1,0 или 0,0000001 АЗС. (И, если немного пофантазировать, можно себе представить какая это благоприятная почва для различных "оптимизационных схем". В данном случае - это напоминает ситуацию с торговлей юридическими адресами, когда в одной "комнате правления" было прописано до 300 - 500 фирм). С другой стороны, у налоговых органов, как инстанции выдающей свидетельства, всегда найдутся формальные поводы и методы борьбы с "сильно умными" налогоплательщиками. Так, в соответствии с п.3 ст.179.1 НК РФ, порядок выдачи свидетельства определяется МНС РФ. Значит, по тем вопросам, где в Налоговом Кодексе допускаются размытые формулировки - можно "подредактировать в свою пользу". В частности, исходя из текста Налогового Кодекса РФ, не совсем понятно, что будет указываться в свидетельстве в реквизите "местонахождение и количество стационарных ТРК" (см. п.п. 7 п.2 ст. 179.1 НК РФ) - все ТРК, через которые предприятие будет осуществлять деятельность или только те, на которые имеется право собственности. А в случае последней трактовки, не ясно, получает ли предприятие право осуществлять розничную реализацию через ТРК, не указанные в свидетельстве, и каковы права налоговых органов в отношении этих ТРК в части налогового контроля. Вот и получается, что по закону у каждой стороны есть своя правда. И вместо того, чтобы спокойно и цивилизованно работать и платить/собирать все положенные налоги, мы будем непрерывно конфликтовать друг с другом или же на местах будут вынуждены просто "договариваться по понятиям". Предложение 2: Свидетельства должны выдаваться при наличии у налогоплательщика соответствующих производственных мощностей в собственности, аренде или принадлежащих ему по другим законным основаниям. Проблема 2а. Обязательное основание для выдачи свидетельства на оптовую реализацию - наличие специального торгового оборудования Законодательство РФ не обязывает предприятия, осуществляющие оптовую торговлю (в том числе оптовую торговлю нефтепродуктами), иметь специальное торговое оборудование. Специфика оптовой торговли такова, что для ее осуществления на практике зачастую достаточно бывает офисного оборудования и слаженно работающей организационной структуры бизнеса. Ни законодательство, ни реальная жизнь не требуют от оптовиков обязательно иметь (в принципе, на любом основании) емкости по хранению, транспортировке и т.п. Тоже самое можно сказать о предприятиях, оказывающих посреднические услуги на рынке нефтепродуктов. Жесткое требование Налогового Кодекса РФ об обязательном наличии у оптовых продавцов и посредников специального торгового оборудования приведут только к тому, что эти участники рынка будут работать без свидетельств, изыскивая лазейки через "оптимизационные схемы". Если для предприятия оптовая реализация нефтепродуктов (или посредничество в этой области) было основным или единственным видом деятельности, то надеяться на то, что они просто так уйдут с рынка - по меньшей мере наивно. Ситуация осложняется также и тем, что на сегодняшний день рынок нефтепродуктов четко разделен между множеством узко специализированных участников. Каждый на профессиональном уровне выполняет свою функцию. Поэтому уход с рынка определенного класса участников (например, оптовых продавцов или посредников) фактически будет означать, что оставшиеся участники будут вынуждены взять на себя выполнение их функций. Как свидетельствует экономическая наука и практика работы рынка, зачастую проще и эффективнее "заказывать" выполнение специфических функций специализированным организациям, чем выполнять их самостоятельно. В этой связи нет никакой уверенности в том, что "оставшиеся участники рынка" захотят и смогут взять на себя не свойственные им ранее функции, а не будут работать с теми же проверенными временем профессионалами, но на других условиях (например, в рамках "оптимизационных схем"). Таким образом, оптовики и посредники, скорее всего не уйдут с рынка не только потому, что сами того не захотят, но и потому, что рынку это также не выгодно. Предложение 2а: Свидетельства на оптовую реализацию и посредничество должны выдаваться без всяких условий только на основании заявления налогоплательщика. Для реализации предложений 2 и 2а внести следующие изменения в Налоговый Кодекс РФ: Подпункт 1 пункта 5 статьи 179.1 изложить в следующей редакции: "1) свидетельство на производство - при наличии у налогоплательщика в собственности, аренде или принадлежащих предприятию по другим основаниям мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;" Подпункт 2 пункта 5 статьи 179.1 изложить в следующей редакции: "2) свидетельство на оптовую реализацию и посредничество - по заявлению налогоплательщика;" Подпункт 3 пункта 5 статьи 179.1 - исключить. Подпункт 4 пункта 5 статьи 179.1 считать подпунктом 3 и изложить в следующей редакции: "3) свидетельство на розничную реализацию - при наличии у налогоплательщика в собственности, аренде или принадлежащих предприятию по другим основаниям мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок." 3. Обязательное основание для получения налогового вычета - представление в налоговый орган документов покупателя с отметкой его налогового органа Требование о предоставлении налогового вычета на основании: - счетов - фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов (п.п.3 п.8 ст.201 НК РФ в ред. от 22.07.02) или даже - реестров счетов - фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов (п.п.3 п.8 ст.201 НК РФ в ред. от 27.11.02) во-первых, вступает в прямое противоречие с общеметодологическими положениями самого Налогового Кодекса РФ; во-вторых, практически трудно реализуемо и объективно ведет к созданию конфликтных ситуаций. Исходя из трактовок ст.ст.8, 9 и 45 НК РФ третьи лица (помимо самого налогоплательщика и налогового органа, в котором он состоит на учете) не могут являться субъектами налоговых правоотношений, за исключение случае, когда это прямо регламентировано самим налоговым кодексом. В частности, Налоговый Кодекс РФ содержит единственную группу оснований участия третьего лица в налоговых правоотношениях - это так называемый институт налоговых агентов. Так, в соответствии со ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложены права и обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. В данном случае, Налоговым Кодексом РФ ни на покупателя нефтепродуктов, ни на налоговый орган, в котором он состоит на налоговом учете, не возложены никакие права и обязанности по исчислению, удержанию или перечислению акцизов. Следовательно, они не являются налоговыми агентами. Иных случаев участия в налоговых правоотношениях третьих лиц (кроме налоговых агентов) Налоговый Кодекс РФ не предусматривает. Следовательно, получается, что п.8 ст.201 НК РФ вводит новеллу (противоречащую основополагающим принципам налогообложения, содержащимся в самом же Налоговом Кодексе РФ), в соответствии с которой покупатель и "его" налоговый орган становятся фактическими участниками налоговых правоотношений по исчислению акциза, не имея на то никаких легитимных прав и обязанностей. Это уже изначально (причем на законодательном уровне) провоцирует создание ситуации, фактически означающей неоднократное удержание одного и того же налога со всех участников хозяйственной операции по цепочке от производителя до розничного покупателя; либо (как минимум) крайнюю степень бюрократизации процесса получения налогового вычета. Подобная ситуация уже была с зачетом экспортного НДС, породившая, как известно, множество "оптимизационных схем" и арбитражных процессов. Но в данном случае положение еще более усугубляется тем, что в отличии от "экспортного НДС" в отношении акциза по нефтепродуктам, Налоговый Кодекс РФ не обязывает ни покупателя, ни его налоговый орган совершать данные действия и не содержит никаких мер ответственности к нему. Понятно, что при таких нормативных требованиях активность покупателя в данном вопросе будет весьма незначительной. Но страдать, и, соответственно, пытаться решить ситуации другими способами будет продавец. Опять тот же результат. Вместо того, чтобы спокойно и цивилизовано работать и платить/собирать все положенные налоги, мы будем непрерывно конфликтовать друг с другом или же на местах будут вынуждены просто "договариваться по понятиям". Предложение 3: Право на налоговый вычет должно обосновываться документами самого налогоплательщика, подтверждающими факт реализации тех нефтепродуктов, по которым был уплачен акциз при получении. При этом, предоставление налогового вычета не должно ставиться в зависимость от получения налогоплательщиком каких - бы то ни было документов или отметок третьих лиц (помимо самого налогоплательщика и налогового органа, в котором он состоит на учете). Для этого, пункт 8 статьи 201 НК РФ изложить в следующей редакции: " 8. Налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: 1) договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; 2) реестров выданных счетов - фактур на реализацию нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам." Такой подход к документальному подтверждению права предприятия на налоговый вычет: не меняет общей идеологии авансово - зачетного механизма уплаты акцизов и переноса налогового бремени с производства на розницу; сохраняет, предусмотренную в предыдущих редакциях, возможность непрерывного контроля налоговых органов за полнотой уплаты акцизов по всей цепочке от производителя до конечного покупателя; но при этом устраняется негативная почва для бюрократизма, повторной уплаты налогов и попыток разработки "оптимизационных схем". Механизм сплошного налогового контроля очень прост. Поскольку по закону форма и порядок представления реестров определяется МНС РФ - нет никаких проблем потребовать от налогоплательщика представления информации о реализованных нефтепродуктах в любых разрезах, как это удобно и необходимо для последующего налогового контроля (по регионам реализации, контрагентам с указанием ИНН, видам топлива и др.). Технические возможности участников рынка нефтепродуктов позволяют без проблем оперативно выдавать информацию о реализации в любых аналитических разрезах. Далее предусматривается порядок обмена информацией между налоговым органом продавца и налоговым органом покупателя об ежемесячном объеме реализованного (в одном месте) и оприходованного (в другом) объеме нефтепродуктов. Думается, что технически для МНС РФ эта задача не сложнее, а даже легче, чем тотальная организация налоговых постов. Если выявлено расхождение - то к конкретному покупателю и продавцу принимаются меры налоговой ответственности. Это также не сложно - каждый из них имеет свидетельство и за нарушения порядка исчисления и уплаты акциза может его лишиться. В тех случаях (а скорее всего именно их будет большинство), когда расхождений нет (т.е. количество нефтепродуктов показанных в одном месте как реализация до литра совпадает с количеством этой же партии нефтепродуктов, оприходованной в другом месте), авансово - зачетный механизм работает сам собой без бюрократии и больших затрат. Для российского бюджета никакой опасности также нет: право на налоговый вычет у одного предприятия наступает в тот же момент, что и обязанность уплаты этой же суммы акциза в другом месте. Предложение 4: Придать свидетельству действительный статус документа, дающего налогоплательщику право на налоговый вычет и выполняющего функцию "невидимого контролера". Для этого подпункт 5 пункта 1 статьи 183 изложить в следующей редакции: "5) реализация нефтепродуктов одним юридическим или физическим лицом, имеющим свидетельство, другому юридическому или физическому лицу, имеющему свидетельство". Такая формулировка приведет к следующим последствиям. Во - первых, право на налоговый вычет будут иметь только предприятия, получившие свидетельство. Как следствие, описанная выше автоматическая (само контролирующаяся) авансово - зачетная схема уплаты акциза будет работать только в отношении предприятий, получивших свидетельства. Это экономически реально заставит предприятия получать свидетельства, т.е. "вставать под налоговый контроль". При этом, данным предприятиям экономически будет накладно совершать налоговые правонарушения в результате которых свидетельство могут быть аннулированы или приостановлены. Во - вторых, свидетельство в указанном контексте будет гарантировать государство от неуплаты акциза также и тем, что в случае реализации налогоплательщиком нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельству, он теряет право на налоговый вычет. Т.е. в этом случае, данное предприятие становится фактическим плательщиком в бюджет акциза с объема нефтепродуктов реализованных лицу без свидетельства, что сужает возможности его участия в различных "оптимизационных схемах". Придание свидетельству фактической контрольной функции в совокупности с упрощением порядка его получения реально будет способствовать формированию цивилизованного рынка, так как будет наказывать (экономически) тех, кто работает "не по правилам", но при этом не создает трудностей для законопослушных налогоплательщиков. В существующей редакции Налогового Кодекса РФ все реализовано с точностью до наоборот. Приложение: 1. Проект изменений и дополнений к Главе 22 "Акцизы" НК РФ (ред. от 24.07.02г.) 2. Сравнительная характеристика существующей и предлагаемой системы начисления и уплаты акцизов на нефтепродукты. Первый вице-президент Е.А. Аркуша Приложение 1 Проект изменений и дополнений к главе 22 "Акцизы" Налогового Кодекса РФ (ред. от 24.07.02) 1) Абзац третий пункта 1 статьи 179.1 изложить в следующей редакции: "оптовую реализацию, а также посреднические операции с нефтепродуктами - свидетельство на оптовую реализацию и посредничество;" 2) Абзац четвертый пункта 1 статьи 179.1 - исключить. 3) Подпункт 1 пункта 5 статьи 179.1 изложить в следующей редакции: "1) свидетельство на производство - при наличии у налогоплательщика в собственности, аренде или принадлежащих предприятию по другим основаниям мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;" 4) Подпункт 2 пункта 5 статьи 179.1 изложить в следующей редакции "2) свидетельство на оптовую реализацию и посредничество - по заявлению налогоплательщика;" 5) Подпункт 3 пункта 5 статьи 179.1 - исключить. 6) Подпункт 4 пункта 5 статьи 179.1 считать подпунктом 3 и изложить в следующей редакции: "3) свидетельство на розничную реализацию - при наличии у налогоплательщика в собственности, аренде или принадлежащих предприятию по другим основаниям мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок." 7) Абзац шестой пункта 5 статьи 179.1 изложить в следующей редакции: "Налоговый орган обязан выдать свидетельство не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления. Для получения свидетельства (за исключением свидетельства на оптовую реализацию и посредничество) налогоплательщик вместе с заявлением представляет в налоговый орган сведения о наличии у него прав на соответствующие помещения и оборудование с приложение копий необходимых право устанавливающих документов." 8) Подпункт 5 пункта 1 статьи 183 изложить в следующей редакции: "5) реализация нефтепродуктов одним юридическим или физическим лицом, имеющим свидетельство, другому юридическому или физическому лицу, имеющему свидетельство". 9) Абзац первый пункта 8 статьи 200 после выражения "при получении" дополнить словом (оприходовании). 10) Пункт 8 статьи 201 изложить в следующей редакции: "8. Налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: 1) договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; 2) реестров выданных счетов - фактур на реализацию нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам". Приложение 2 Сравнительная характеристика существующей и предлагаемой системы начисления и уплаты акцизов на нефтепродукты Статья 179.1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (от 25.07.02) Существующая редакция НК РФ 1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельства), выдаются налогоплательщикам, осуществляющим следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов - свидетельство на производство; оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию; оптово - розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово - розничную реализацию; розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию. Предлагаемая редакция НК РФ 1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельства), выдаются налогоплательщикам, осуществляющим следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов - свидетельство на производство; оптовую реализацию, а также посреднические операции с нефтепродуктами - свидетельство на оптовую реализацию и посредничество; розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию. Существующая редакция НК РФ 5. Свидетельства выдаются при соблюдении следующих требований: 1) свидетельство на производство - при наличии в собственности налогоплательщика мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов; 2) свидетельство на оптовую реализацию - при наличии в собственности налогоплательщика мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов; 3) свидетельство на оптово - розничную реализацию - при наличии в собственности налогоплательщика мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок; 4) свидетельство на розничную реализацию - при наличии в собственности налогоплательщика мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок. Для получения свидетельства налогоплательщик представляет в налоговый орган сведения о наличии у него необходимых помещений, оборудования и копии документов, подтверждающих право налогоплательщика на владение, пользование и распоряжение вышеперечисленным имуществом. Налоговый орган обязан выдать свидетельство не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления и представления указанных документов. Предлагаемая редакция НК РФ 5. Свидетельства выдаются при соблюдении следующих требований: 1) свидетельство на производство - при наличии у налогоплательщика в собственности, аренде или принадлежащих предприятию по другим основаниям мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов; 2) свидетельство на оптовую реализацию и посредничество - по заявлению налогоплательщика; 3) свидетельство на розничную реализацию - при наличии у налогоплательщика в собственности, аренде или принадлежащих предприятию по другим основаниям мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок. Налоговый орган обязан выдать свидетельство не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления. Для получения свидетельства (за исключением свидетельства на оптовую реализацию и посредничество) налогоплательщик вместе с заявлением представляет в налоговый орган сведения о наличии у него прав на соответствующие помещения и оборудование с приложение копий необходимых право устанавливающих документов. Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) 1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции: Существующая редакция НК РФ 5) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком Предлагаемая редакция 5) реализация нефтепродуктов одним юридическим или физическим лицом, имеющим свидетельство, другому юридическому или физическому лицу, имеющему свидетельство Статья 200. Налоговые вычеты Существующая редакция НК РФ 8. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово - розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса). Предлагаемая редакция 8. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово - розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса). Статья 201. Порядок применения налоговых вычетов Существующая редакция НК РФ 8. Налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: 1) договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; 2) товаросопроводительных документов; 3) счетов - фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика - покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком - покупателем счетах - фактурах. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней по истечении срока, установленного для подачи декларации, в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Предлагаемая редакция 8. Налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: 1) договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; 2) реестров выданных счетов - фактур на реализацию нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Комментарии