В преддверии аукциона на госпакет акций "Славнефти" потенциальные участники торгов демонстрируют разную стратегию достижения цели. Если большинство компаний, называемых основными претендентами, предпочитает не афишировать своей активности, то "Сибнефть" за последнее время уже несколько раз провела своеобразную демонстрацию силы.
Задача, стоящая перед "Сибнефтью", в целом очевидна: убедить возможных конкурентов в том, что исход аукциона предрешен, и пытаться воспрепятствовать переходу "Славнефти" под контроль Романа Абрамовича - значит, только осложнять жизнь самим себе. Не случайно все основные действия предпринимаются не напрямую, а через менеджмент самой "Славнефти", который после скандальных весенних перестановок целиком контролируется "Сибнефтью".
В частности, по сообщению агентства Интерфакс, крупнейшее добывающее предприятие "Славнефти" - "Мегионнефтегаз" - по итогам 9 месяцев нынешнего года оказалось убыточным, и все идет к тому, что убытки будут зафиксированы и по итогам года в целом. Это, в свою очередь, открывает дорогу к выводу предприятия из-под контроля материнской компании, поскольку позволит не выплачивать дивидендов и сделает привилегированные акции голосующими. В капитале "Мегионнефтегаза" доля "Славнефти" составляет лишь 45,33% (60,66% голосующих), так что при превращении привилегированных акций в обычные пакет материнской компании перестает быть контрольным. Кстати, по некоторым данным, подобная судьба может постичь и Ярославский нефтеперерабатывающий завод, также в настоящее время входящий в "Славнефть".
Но даже вывод одного "Мегионнефтегаза" фактически превращает "Славнефть" в пустышку. Достаточно сказать, что на долю этого предприятия приходится примерно три четверти всей добываемой госкомпанией нефти - 12 из 16 млн. тонн. Понятно, что без "Мегионнефтегаза" "Славнефть" не будет стоить не только 1,7 млрд. долл., определенных как стартовая цена аукциона, но, возможно, и вовсе не будет стоить ничего.
К тому же это не единственная угроза, маячащая перед возможными претендентами на приватизируемую компанию. Необходимо учитывать и то, что государственные чиновники не удосужились отменить в "Славнефти" действие 80-й статьи "Закона об акционерных обществах", согласно которой любой приобретатель акций общества общим объемом более 30% должен предоставить другим акционерам возможность продажи ему своих акций по средней рыночной цене за последние полгода. Иначе говоря, "неправильный" победитель автоматически обязан предложить миноритариям "Славнефти" (среди которых тоже "Сибнефть") купить их пакет, то есть автоматически "налететь" на еще примерно 30-40% суммы, уже выплаченной государству за приватизируемый пакет.
Наконец, по неофициальной информации, в последнее время "Славнефть" склонна к увеличению объема заимствований. В частности, буквально накануне аукциона должен решиться вопрос о получении компанией кредита на сумму в 200 млн. долл. от одного из западных банков. И расплачиваться по этому кредиту придется, естественно, уже новому владельцу.
Все подобные факты в совокупности могут означать одно: "Сибнефть", не рассчитывая на победу непосредственно в ходе аукциона (по мнению аналитиков, это вполне логично, так как финансовый ресурс этой компании уступает возможностям ряда ее потенциальных конкурентов), старается любыми путями вынудить соперников отказаться от борьбы за "Славнефть". Однако, вероятнее всего, подобная тактика не принесет успеха. Прежде всего, потому, что она полностью противоречит интересам государства в лице любых его институтов, в том числе даже и тех, которые считаются близкими Абрамовичу.
Цели государства просты и понятны - обеспечить как можно большие поступления от аукциона в бюджет и при этом продемонстрировать всем, что в России наконец-то заработали цивилизованные правила игры даже в такой чреватой скандалами сфере, как приватизация госсобственности. А отказ практически всех претендентов от участия в торгах неминуемо минимизирует конечную цену выставляемого на аукцион пакета. Размывание активов компании после конкурса может привести к скандалу, по сравнению с которым эпоха залоговых аукционов покажется образцом законности.
В этих условиях представители государства вынуждены вести активные консультации со всеми потенциальными участниками аукциона. Цель таких консультаций одна - не дать скандалу разгореться еще до 18 декабря и заверить всех в том, что и после торгов поводов выяснять отношения не появится. Очевидно, такие консультации продлятся вплоть до срока окончания приема заявок, то есть до 15 декабря. И тогда же - по списку участников - станет ясно, насколько гарантии государства оказались убедительными.
Комментарии