"Транснефть" лишнего не берет

Случилось небывалое: нефтетранспортная монополия "Транснефть", всегда сражавшаяся за повышение своих тарифов, сама попросила заморозить их на 2003 г. Компания обнаружила, что у нее достаточно собственных средств для финансирования инвестпрограмм. А некоторые ее клиенты теперь гадают, в чем подвох. С момента прихода на должность президента "Транснефти" в 1999 г. Семен Вайншток неустанно забрасывал Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК) просьбами о повышении тарифов на транспортировку нефти. Компании были нужны средства для постройки Балтийской трубопроводной системы (БТС) и других проектов. Теперь "Транснефть" внезапно поменяла свою позицию. В минувшую пятницу Семен Вайншток заявил, что его компания обратилась в ФЭК с просьбой заморозить тарифы на весь 2003 г. Этот вопрос даже вынесен на рассмотрение совета директоров компании 25 - 26 декабря. "Мы сверстали бюджет на следующий год, и оказалось, что средств, которые у нас есть, при существующих тарифах будет вполне достаточно. Мы никогда не берем лишнего и на тарифах наживаться не собираемся", - говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. По его словам, большая часть трехлетней программы приведения трубопроводной системы к нормативному состоянию уже выполнена. "Отказ от повышения тарифов - это наш вклад в политику правительства по сдерживанию инфляции", - подчеркнул Григорьев. "В "Транснефти" хорошо знают, что, если они и попросят повысить тариф, ФЭК с этим никогда не согласится", - говорит начальник департамента комиссии Александр Коршунов. Он напоминает, что в октябре тарифы для "Транснефти" были увеличены на 9,3% , чтобы транспортная монополия смогла обслуживать кредиты на строительство второй очереди БТС. При этом, отмечает чиновник, уже были учтены инфляционные ожидания на будущий год. Нефтяники по-разному отнеслись к инициативе Семена Вайнштока. "Мы в шоке. Такого от "Транснефти" никто не ожидал, - говорит представитель одной из крупных нефтяных компаний. - Стабильные тарифы - это, конечно, хорошо, но столь резкая перемена политики внушает тревогу. Невольно спрашиваешь себя: а какие подвохи последуют за этим от "Транснефти"? " А вот член правления "ЮКОСа" Александр Темерко давно ожидал этого события: "Вайншток еще два года назад объявил нефтяникам, какой объем инвестиций необходим "Транснефти" для реконструкции и расширения трубопроводной системы. И пообещал, что, когда эти работы будут выполнены, "Транснефть" больше не будет обращаться в ФЭК за повышением тарифов. Так что теперь Семен Михайлович просто выполняет свое обещание". Впрочем, у "Транснефти" появилась возможность собрать дополнительные деньги с нефтяников и без решения ФЭК. Еще в сентябре комиссия утвердила новую методику расчета тарифов, разрешающую монополии устанавливать индивидуальные повышенные ставки по договорам с нефтяными компаниями. В "ЮКОСе", однако, не думают, что "Транснефть" сможет этим злоупотреблять. "Речь идет о временном повышении тарифов на отдельных направлениях с целью их расширения. Это может произойти только по совместному желанию "Транснефти" и нефтяной компании. Нам уже предложили варианты по нескольким участкам трубопроводов, мы их обсуждаем", - говорит Александр Темерко. Специалист "Тройки Диалог " Валерий Нестеров считает, что за счет двойного повышения тарифов в этом году (в феврале - на 13% и в октябре - на 9,3% ), а также роста грузооборота на 9% финансовое положение "Транснефти" действительно стабилизировалось. "Мы ожидаем, что чистая прибыль монополии снизится лишь на 7%. Поэтому у нее нет срочной потребности в деньгах", - говорит аналитик. Однако он напоминает, что в 2003 г. "Транснефть" планирует заниматься сразу двумя крупными проектами - расширением БТС и строительством терминала в Новороссийске. "Это может стать поводом для нового обращения в ФЭК с просьбой повысить тарифы на 10 - 15% , - считает Нестеров. - Пока же Вайншток сделал политически выигрышный ход - демонстративно отошел в тень, когда другие монополии бьются за повышение тарифов". Аналитик также не исключает, что "Транснефть" будет теперь договариваться о тарифах с нефтяными компаниями. У "ТРАНСНЕФТИ" НЕ БУДЕТ ADR: Семен Вайншток заявил, что программа выпуска ADR на привилегированные акции, предложенная миноритарными акционерами, скорее всего, реализована не будет, поскольку не дает компании никаких преференций. По его словам, этой темы нет в повестке дня ближайшего заседания совета директоров, последнего в этом году. "Теперь ясно, что интересы государства в "Транснефти" ставятся во главу угла и портфельным акционерам можно рассчитывать в лучшем случае только на дивиденды", - говорит по этому поводу аналитик "Атона" Стивен Дашевский.
Комментарии