По итогам заседания Правительства РФ 5 декабря
Заседание Правительства РФ 5 декабря началось с доклада статс-секретаря - первого заместителя Министра финансов РФ Сергея Шаталова "О ходе реализации налоговой реформы в Российской Федерации". Понятно, что в данном докладе существенное место было уделено налогообложению сферы ТЭК. И здесь, исходя из тона доклада, напрашивается вывод, что Минфин не собирается в ближайшей перспективе предпринимать какие-либо шаги по редакции вступающего в силу ФЗ N110 в части нового порядка взимания акцизов с участников топливного рынка.
Портал www.Au92.ru публикует касающиеся нефтяного рынка России выдержки из этого доклада:
:За годы налоговой реформы не произошло кардинальных изменений в структуре поступления налоговых платежей по основным отраслям экономики. В принципе, это объяснимо, поскольку в условиях рыночного хозяйства налоговая система должна быть нейтральна и равнонапряжена к любым видам предпринимательской деятельности. Однако, оценивая роль разных отраслей в обеспечении налоговых доходов, а также имеющиеся тенденции их изменения обращает на себя внимание заметное увеличение доли в совокупном объеме налогов и сборов, контролируемых МНС России, топливной промышленности (прежде всего нефтедобычи и нефтепереработки), торговли и общественного питания, и, в меньшей степени, строительства. Так, по отчету за 9 месяцев текущего года по сравнению с 1999 г. доля налогов и сборов, уплачиваемых топливной промышленностью возросла с 14,4 до 19,9 процента:
:Важные изменения, внесенные в рамках осуществления налоговой реформы в режим применения акцизов (глава 22 Кодекса), позволили обеспечить стабильное увеличение сумм этого налога, зачисляемых в федеральный и региональные бюджеты.
Из таких изменений следует особо отметить те, которые относятся к акцизному налогообложению нефтепродуктов. Так, в связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 года - прямогонный бензин. В течение 2001-2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты. Начиная с 2003 года изменится порядок уплаты акциза на нефтепродукты, имея в виду его преимущественную уплату по месту потребления. Это позволит повысить уровень собираемости акцизов по нефтепродуктам, а также повысит заинтересованность региональных органов власти в контроле за объемами нефтепродуктов, реализуемых через АЗС (учитывая, что в территориальные дорожные фонды и региональные бюджеты будет направляться большая часть таких акцизов). Улучшению контроля за уплатой акцизов на нефтепродукты должно также способствовать право создания постоянно действующих налоговых постов у лиц, осуществляющих операции с нефтепродуктами. До конца текущего года в режим применения таких акцизов предполагается внести уточнения, направленные на эффективное применение нового порядка их уплаты:
:С 1 января 2002 г. вместо трех ранее применявшихся налоговых платежей (платы за пользование недрами, отчисления на воспроизводство полезных ископаемых и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат) введен налога на добычу полезных ископаемых (глава 26 Кодекса), который уплачивается пользователями недр, добывающими полезные ископаемые. Налоговая база по этому налогу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых исходя из сложившихся цен их реализации, а при ее отсутствии - исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговые ставки установлены в процентах от налоговой базы. При этом ставка этого налога в отношении добычи нефти в 2002-2004 гг. установлена в рублях на 1 тонну добываемой нефти и зависит от курса рубля к доллару США и от цены на этот товар, сложившейся на мировом рынке. Это позволило частично решить весьма острую проблему использования нефтяными компаниями в целях минимизации налогообложения трансфертных цен и обеспечило заметное увеличение в текущем году налогов, подлежащих уплате в бюджеты при добыче нефти. За 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом в консолидированный бюджет поступило 183,8 млрд. рублей налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), что примерно в 2,2 раза больше общей суммы ранее уплачиваемых налоговых платежей связанных с использованием ресурсов недр.
Одновременно с введением НДПИ были также изменены пропорции распределения налоговых платежей при добыче ресурсов недр в пользу федерального бюджета, поскольку собственником недр является государство, а большинство используемых месторождений были освоены за счет государственных средств и введены в эксплуатацию еще до начала 90-х годов. Одновременно были внесены изменения в Закон Российской Федерации "О недрах", четко определившие порядок уплаты иных неналоговых платежей при добыче ресурсов недр:
:В целях создания благоприятного и стабильного инвестиционного климата при нефтедобыче предлагается ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, который позволит создать для нефтедобывающих организаций более гибкий и более справедливый режим налогообложения, учитывающий повышенные затраты в первые годы эксплуатации нефтяных месторождений. Этот налог возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти, прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи и снижается по мере ее уменьшения. Проект соответствующей главы Кодекса, подготовленный во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2002 год, в настоящее время рассматривается с участием заинтересованных министерств и ведомств. Представляется, что данный вопрос необходимо рассматривать в увязке с подготовкой концепции и разработкой законопроекта о недрах в соответствии с решением, принятым на заседании Правительства Российской Федерации от 10 октября 2002 г. (протокол N 38, раздел I, п.З).
Следует отметить, что вопрос о более интенсивном налогообложении энергетического сектора требует отдельного серьезного изучения, по результатам которого возможно внесение изменений в законодательстве о налогах и сборах. Поскольку в сфере добычи углеводородов (прежде всего, нефти) возникает значительная экономическая рента в виде сверхприбыли, то вполне возможна постановка вопроса о налогообложении таких секторов по более высоким ставкам, что позволит пойти на более серьезное облегчение налогового бремени в других секторах экономики. По экспертной оценке в 2001 г. в Российской Федерации государство получало от продажи нефти на экспорт около половины ее мировой цены, что существенно ниже по сравнению с некоторыми европейскими странами (Великобритания, Норвегия), где государство получает примерно 70 процентов от мировой цены:
:Несмотря на то, что с ведением налога на добычу полезных ископаемых в отношении добываемой нефти и газового конденсата (НДПИ) сумма этого налога, уплачиваемого при добыче нефти и газового конденсата, в целом заметно выросла против общей суммы платежей, уплачивавшихся нефтяными компаниями до 1 января 2001 года (за 9 месяцев 2002 г. нефтедобываающие организации уплатили в консолидированный бюджет 136,3 млрд. рублей этого налога, что более чем в два раза превышает уровень платежей за аналогичный период прошлого года), доля изъятия государством дополнительных доходов, носящих рентный характер и возникающих в этой отрасли, представляется недостаточным. Во всяком случае, эта доля заметно ниже уровня, сложившегося в других нефтедобывающих странах.
В соответствии с действующим порядком до 1 января 2005 г. применяется ставка этого налога в отношении нефти и газового конденсата в размере 340 руб. на 1 тонну. При этом данная ставка корректируется на изменение курса рубля к доллару США (тем самым учитывается инфляционная составляющая), а также уточняется в зависимости от динамики цен на нефть, сложившихся на внешнем рынке. При таком построении налоговой ставки увеличение налоговой ставки на 15-20 % не может привести к увеличению налогового бремени в случае возможного падения мировых цен на нефть, как это имело место в конце 90-х годов в условиях ранее действовавшей налоговой системы при резком падении мировых цен на нефть. Вместе с тем, такое увеличение налоговой ставки может обеспечить дополнительные доходы бюджета (в условиях сохранения высоких мировых цен на нефть) в размере около 40 млрд. рублей в расчете на год. Это позволит частично компенсировать потери, связанные с возможным снижением ставки ЕСН. При этом следует отметить, что поскольку в нефтедобывающей отрасли имеет место самый высокий в стране уровень оплаты труда (по данным за 9 месяцев 2002 года среднемесячная заработная плата в этой отрасли составила 22,73 тыс. рублей против 4,51 тыс. рублей в целом по народному хозяйству), то и выигрыш от снижения ставки ЕСН для этой отрасли будет максимальным. С учетом изложенного представляется целесообразным:
увеличение с 1 января 2004 года ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата до 400 рублей на 1 тонну (примерно на 18 %);
сохранение на 2005-2010 гг. специфической ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата;
некоторое увеличение с 1 января 2004 года доли федерального бюджета в поступлениях от этого налога.
По результатам доклада Сергея Шаталова Правительство Российской Федерации поручило Минфину России, Минэкономразвития России, МНС России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, с учетом состоявшегося обсуждения дополнительно проработать вопрос о перечне изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, подлежащих введению в действие в 2003-2004 гг., имея в виду:
- внести соответствующие предложения в составе материалов к проекту плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2003 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и проекту плана подготовки проектов федеральных законов на 2003 год;
- учесть предлагаемые изменения и дополнения налогового законодательства при подготовке проекта перспективного финансового плана на 2003-2005 годы.
Минфину России, Минэкономразвития России, МНС России необходимо в конце января 2003 года представить в Правительство Российской Федерации скорректированную программу налоговой реформы на период с 2004 года. Одновременно Минфину России поручено проработать меры по уменьшению расходной части бюджета.
Правительство Российской Федерации поручило Минфину России, Минэкономразвития России, МНС России совместно с Минтруда России и МНС России рассмотреть возможность снижения ставки единого социального налога с предварительной проработкой последствий таких мер.
На заседании Правительства Российской Федерации отмечалась необходимость разработки единого налогового администрирования, а также усовершенствования системы налогообложения в сфере недвижимости.