13 ноября Госдума РФ сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки к закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", исключив из него деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки. По заявлениям инициаторов поправок, их целью является устранение излишних бюрократических препон для развития предпринимательства. Однако внимательное рассмотрение ситуации позволяет усомниться в искренности этих заявлений. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" был подписан президентом 8 августа 2001 г., а 11 февраля 2002 г., когда закон уже вступил в силу, правительство РФ издало постановление, в котором обнародовало резко сокращенный перечень лицензируемых видов деятельности и их распределение между министерствами. В течение следующих 6 месяцев были подготовлены положения о лицензировании, которые отдельными постановлениями были утверждены правительством. Лицензирование реализации нефти, газа и продуктов их переработки было закреплено за Минэнерго наряду с деятельностью по транспортировке, переработке и хранению этой продукции. К слову сказать, Минэнерго занимается лицензированием нефтебаз и АЗС не первый год, контролируя в первую очередь наличие сертификатов на реализуемое топливо, соответствие техническим нормам производственных помещений и наличие специальной подготовки у персонала. Подготовленное Минэнерго положение было утверждено Правительством РФ 28 августа 2002 г., а всего 2 месяца спустя (1 ноября) на заседании правительства поднимается вопрос о дальнейшем сокращении видов деятельности, подлежащих лицензированию. Тогда же, видимо, и было принято решение об отмене лицензирования АЗС. Аргументируя такое решение, представители правительства и Комитета ГД по собственности, которые и внесли на обсуждение поправки к закону, говорили о существующем двойном лицензировании АЗС и нефтебаз. Дело в том, что лицензированию подлежит также деятельность по эксплуатации пожароопасных объектов, к которым естественно относятся АЗС и нефтебазы, а выдают соответствующие лицензии МЧС и Госгортехнадзор. Нефтяные инспекции Минэнерго также контролировали наличие на АЗС средств, необходимых для тушения пожаров, что и было оценено как двойное лицензирование. Помимо удивительной непоследовательности в решениях правительства за изъятием функций по лицензированию АЗС и нефтебаз из ведения Минэнерго прослеживаются вполне очевидные задачи. Во-первых, с повышением акцизов на нефтепродукты специалисты прогнозируют резкий рост торговли суррогатным топливом, произведенным из прямогонного бензина с использованием различных добавок. Ликвидация контроля качества топлива, который до сих пор вели инспекции, можно считать отступным правительства перед нефтяными компаниями за рост поборов. Во-вторых, проверяющий на АЗС всегда найдет, к чему придраться и за что взять штраф. Теперь эксклюзивным правом штрафовать владельцев около 30 тыс. заправок и около 4 тыс. нефтебаз и складов ГСМ будет обладать МЧС - а куда могут быть направлены дополнительные (при этом плохо поддающиеся контролю) средства этого ведомства, догадаться не сложно.
Комментарии