Топливо с присадками в Петербурге - ЕВРО, Futura, ЛУКойл

Мы продолжаем публикацию материала @msg@sspu80a@ На топливном рынке Северо-Запада реализацией топлив с присадками стратегически занимаются три компании: ПТК, Neste и ЛУКОЙЛ. Топлива этих компаний различаются технологией производства, химическим составом, техническими характеристиками, а также - назначением. Объединяет их одно - гарантировано высокое качество и предпочтительность использования по сравнению с обычными марками.

Топливо ЕВРО

Так называются три вида топлива, наряду с обычными сортами, реализуемых Петербургской Топливной Компанией: автомобильные бензины "ЕВРО-92", "ЕВРО-95" и дизельное топливо "ЕВРО". Эти принципиально новые моторные топлива с улучшенными экологическими характеристиками разработаны и внедрены в реализацию на петербургском топливном рынке ООО "ПТК-Терминал", входящим в состав холдинга "Петербургская топливная компания". В перспективе ООО "ПТК-Терминал" планирует проведение квалификационных мероприятий и получение от Госстандарта России допуска к производству и применению бензина А-76 (АИ-80) "ЕВРО".
Инициаторами и заказчиками на разработку топлив "ЕВРО" выступили Лицензионная палата, Комитет по транспорту и Управление по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга.

Чем отличаются топлива "ЕВРО" от обычных?
Момент первый - необходимым компонентом топлив "ЕВРО" являются комплексные (многофункциональные) присадки "0011" (к бензинам) и "0010" (к дизельным топливам), производимые ЗАО "Академия прикладных исследований".
Научные разработки данных присадок были начаты еще в 80-х годах по заказу военно-промышленного комплекса СССР. Эффективность действия присадок в новых топливах подтверждена лабораторными, стендовыми и эксплуатационными испытаниями в ведущих научно-исследовательских центрах и на автопредприятиях (ВНИИ НП, 25 Гос НИИ МО РФ, НИИАТ, НАМИ-ХИМ, ГУП "НИЦИАМТ", ЦНИДИ, ВАТТ, Военно-Морской Академии, АВТО ВАЗ, ГП "Пассажиравтотранс" и др.).
Момент второй - в соответствии с требованиями по безопасности продукции, установленными ГОСТ Р 51313-99, в бензинах "ЕВРО-92", "ЕВРО-95" ограничено содержание серы (не более 0,05%) и бензола (не более 5%).
Момент третий - при производстве бензинов "ЕВРО" допускается применение антидетонационных и других присадок, повышающих их эксплуатационные и экологические свойства.
В частности, при использовании в бензине "ЕВРО-92" кислородсодержащих добавок типа МТБЭ в отработавших газах автомобилей снижаются выбросы оксида углерода (на 9%), углеводородов (на 7%), бензола (на 11%), уменьшается нагарообразование и удельный расход топлива.
При производстве бензинов "ЕВРО" допускается применение антидетонационных и других присадок, повышающих их эксплуатационные и экологические свойства.
Так, при использовании в бензине "ЕВРО-95" кислородсодержащих добавок типа МТБЭ в отработавших газах автомобилей снижаются выбросы оксида углерода (на 9%), углеводородов (на 7%), бензола (на 11%), уменьшается нагарообразование и удельный расход топлива. По данным других источников, применение МТБЭ в бензинах позволяет снизить количество оксида углерода в отработавших газах на 30%. Пои этом катализатор горения, входящий в состав комплексной присадки "0011", совместно с кислородсодержащей добавкой более эффективно влияет на улучшение процесса горения, что в конечном итоге приводит к снижению удельного расхода бензина и количества вредных веществ в отработавших газах.
Технические условия ТУ 0251-001-48978376-99 (на бензины "ЕВРО") и ТУ 0251-002-48978376-99 (на топлива дизельные "ЕВРО") разработаны с помощью ведущих ученых ВНИИ НП.
На основании результатов расширенных квалификационных испытаний, проведенных в НАМИ-ХИМ, ГУП "НИЦИАМТ", ВНИИ НП и 25 Гос НИИ МО РФ, Межведомственная комиссия по допуску к производству и применения топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России (МВК) выдала ООО "ПТК-Терминал" допуски к производству и применения моторных топлив "ЕВРО" в автомобильной технике. Новые топлива имеют гигиенические заключения и сертифицированы установленным порядком.
В дизельных топливах "ЕВРО" для улучшения экологических свойств содержание серы в зависимости от вида топлива ограничено до 0,05%, 0,1% и 0,2% поскольку сера влияет на количество твердых частиц и оксидов серы в отработавших газах, а также вызывает коррозию и износ двигателей. Кроме того, содержание серы в топливе отрицательно влияет на эффективность работы систем очистки отработавших газов.
Интересно, что применение МТБЭ в бензинах позволяет снизить количество оксида углерода в отработавших газах на 30%. При этом катализатор горения, входящий в состав комплексной присадки "0011", совместно с кислородсодержащей добавкой более эффективно влияет на улучшение процесса горения. В конечном итоге это приводит к снижению удельного расхода бензина и количества вредных веществ в отработавших газах. Содержание серы в дизельных топливах с улучшенными экологическими характеристиками, производимых с использованием различных присадок, зависит от качества производимых на НПЗ базовых топлив.
Сегодня по ряду причин, в основном экономического характера, отечественная нефтеперерабатывающая промышленность не может обеспечить массовое производство дизельных топлив с пониженным содержанием серы в рамках европейских и международных стандартов. А то, что автотранспорт, работающий на таком топливе, является одним из основных факторов загрязнения окружающей среды - сомнениям не подлежит. Использование топлив "ЕВРО" с комплексными присадками может быть выходом из сложившейся ситуации. Ведь их оптимальный состав позволяет улучшить полноту сгорания топлива в двигателях, что в итоге влияет на снижение удельного расхода топлива и выбросов вредных веществ в отработавших газах.
Кроме повышенной "экологичности" топлива "ЕВРО" имеют ряд свойств, положительно влияющих непосредственно на эксплуатацию и работу двигателей автомобилей, что не может не привлечь внимание автовладельцев, заботящихся о техническом состоянии автомобиля и сроке его эксплуатации. В частности топлива "ЕВРО": - очищают камеры сгорания и газовыхлопные системы от нагарообразований; - продлевают работу каталитических нейтрализаторов отработавших газов и сажевых фильтров; - увеличивают КПД, мощность и моторесурс двигателей.
По мнению специалистов ПТК, при постоянном массовом применении топлив "ЕВРО" на территории Санкт-Петербурга в течение короткого временного отрезка можно добиться существенного снижения количества токсичных выбросов от автомобильного транспорта в атмосферу мегаполиса.

Топливо Futura


Futura - это линия моторных топлив, так называемой "зеленой линии", реализуемых на АЗС компании ООО "Neste St. Petersburg", входящего в концерн FORTUM. Neste - финская компания. И все же не стоит ждать неких принципиальных отличий от базового топлива, используемого компанией. В качестве базы для создания бензинов, реализуемых ООО "Neste St. Petersburg", служат продукты ПО "Киришинефтеоргсинтез", а фирменные добавки превращают эти продукты в хорошо известное петербургским автомобилистам топливо Futura.
На вопрос, не лучше ли добавлять новую присадку в бензин непосредственно на заводе "Киришинефтеоргсинтез", представители Neste отвечают отрицательно. В компании считают, что это делать оптимально именно на ломоносовском терминале. То есть там, откуда "готовое" топливо поступает на заправки. Продавать новую присадку Futura петербургским торговцам бензином финны не собираются. Они считают Futura собственностью Neste и собираются продвигать данную марку самостоятельно.
Заметим, что Futura не единственный сорт топлива, реализуемый Neste. Так в Эстонии компания вышла на рынок с топливом под названием Evro, по поводу чего представители "Петербургской топливной компании", правообладатели марки Euro, так же имеющие АЗС на территории этой прибалтийской республики выразили крайнее недоумение. Как сообщили корреспонденту Au92 специалисты, занимающиеся разбирательствами по этому вопросу, инцидент не исчерпан, и в этом деле рано ставить точку.
Но вернемся к Futura. Топливо так называемой "зеленой линии", известно в Финляндии более 11 лет: "92Futura", "95Futura"" и "98Futura. Эти бензины не содержат свинца и подходят для машин с катализаторами. К основным свойствам бензинов Futura можно отнести: эффективное распыление, максимальное сгорание обогащенного кислородом топлива, сокращение вредных выбросов в атмосферу. И все же главной отличительной особенностью примесей-добавок семейства "Futura" является то, что они предотвращают коррозию деталей топливной системы. Присадки "Futura" предохраняют также от образования смолы и осадка в топливных системах автомашин, бензобаках и складских резервуарах. Эти свойства марки Futura подтвердила и независимая экспертиза, проведенная в октябре 1999 года Государственным техническим НИИ Финляндии. Результаты теста, опубликованные в октябрьском номере популярного финского журнала "Мир техники" ("Tekniikan Maailma"), показали, что в двигателе, работавшем на бензине "Futura", образовалось значительно меньше нагара, чем в тех, что работали на других марках бензина.
Аймо Раутиала, являющийся одним из разработчиков Futura, утверждает, что новые добавки предотвращают коррозию деталей топливной системы практически на 100%. Благодаря этому в бензин попадает меньше примесей, вызывающих помехи в работе двигателя. Для определения моющих свойств бензинов с присадкой Futura был использован метод "склонности бензинов к образованию отложений в карбюраторе, на впускных клапанах и в камере сгорания", который входит в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов. В основу разработанной методики положены концепции методик CEC-F-03-T-81 (Renault - R-5) и CEC-F-04-A-87 (Opel-Kadett).
Сущность метода заключается в краткосрочных (18 часов) испытаниях бензинов с присадкой Futura и бензинов без присадок в двигателе, работающем по циклической нагрузке со сменой четырех режимов, включая режим холостого хода. Режимы подобраны из числа возможных в эксплуатации, исходя из условий получения в карбюраторе и на впускном клапане наибольшего количества отложений. Этому способствует частая смена режимов. В целях ужесточения условий образования отложений предусмотрены частичная рециркуляция (до 9%) отработанных газов и работа на обогащенной смеси. Степень загрязнения карбюратора оценивается визуально по 10 балльной шкале в соответствии с методикой (CRC 219), принятой за рубежом. Благодаря данной методике абсолютно чистые детали имеют наивысший балл 10. В карбюраторе оцениваются корпус дроссельной заслонки и сама дроссельная заслонка.
Оценка нагароотложений на впускном клапане производится по весовому количеству нагара на тюльпане клапана. Отложения в камере сгорания включают отложения в головке цилиндра, на днище поршня, на верхней части цилиндра и на тарелках клапанов. Общее время непрерывной работы двигателя составило около 70 часов, в течение которых потребление бензина составило около 250 литров.

По результатам испытаний были получены следующие результаты: - при работе двигателя на бензинах Futura результаты по чистоте карбюратора (9.2 балла) и отложениям на впускном клапане (0.55 - 1.4 мг/час) значительно превосходят данные при испытании бензинов без присадок (5.0 - 6.8 баллов и 6.0 - 14.2 мг/час, соответственно). - величина отложений в камере сгорания 65 - 73 мг/час, что также превышает среднестатистические данные для бензинов без присадок (75 - 95.1 мг/час). Таким образом, бензины Futura обеспечивают чистоту двигателя, что способствует его безупречной работе и сохранению оптимальных регулировок. В свою очередь антикоррозийные свойства присадки Futura позволяютсохранять в чистоте и топливную систему автомобиля. Так при испытании детали двигателя, погруженные в топливо, в котором содержится вода, покрывались коррозией за одни сутки. Такое же топливо, но с присадкой, поддерживает детали в нормальном состоянии, не позволяя распространяться коррозии. Таким образом, и при реальной эксплуатации автомобиля его топливная система также остается чистой и блестящей. Современные требования к двигателям современных легковых машин включает в себя экономичность работы при максимальной мощности. Поэтому важную роль играет качество применяемого топлива, а именно способность топлива сохранять внутренние части двигателя чистыми в течение всего срока эксплуатации, а также препятствовать коррозии.

Бензины Futura отвечают этим требования. Специалисты компании говорят о том, что присадки "Futura" не только гарантируют экономичную работу двигателя, но и существенно уменьшают выбросы в атмосферу вредных веществ, что особенно актуально для такого крупного города как Санкт-Петербург. Вводя в обращение на рынке топливной серии, "Futura", "Несте Санкт-Петербург" прежде всего, делала ставку на клиента, которого заботят вопросы экономичности эксплуатации своего автомобиля, надежности его механизмов, а также проблемы экологической безопасности".
Представители NESTE особо отмечают экологичность нового бензина. В частности то, что Futura уменьшает выбросы в атмосферу вредных веществ, не содержит свинца и подходит для автомашин, оснащенных каталитическими нейтрализаторами. Что касается объемов продаж бензинов Futura, то о нем можно судить по словам директора розничных продаж "Neste St. Petersburg", заявившего, что его компания реализует в Петербурге до 10% от всего продаваемого 92-го.

ЛУКойл: качество имеет цвет


Цветной бензин ЛУКойл, собственно говоря, не является "топливом с присадками" в том смысле, который вкладывают в это понятие специалисты ПТК или Neste. И все же на бензинах Лукойл имеет смысл, остановится именно в рамках этого материала. Раскрашивая бензины, ЛУКойл преследует основную цель - гарантировать качество топлива потребителю.
Автомобилист, заправляющийся исключительно на "дешевых" АЗС, очень серьезно рискует. Этот риск на порядок возрастает в "смутные времена", периодически, наступающие на топливном рынке. Вероятность того, что дешевое топливо получено из дешевого низкооктанового бензина путем добавления антидетонаторов, весьма высока. Не секрет, что изготовить "суррогат" гораздо дешевле, чем качественный бензин с соблюдением всех стадий производства. К сожалению, подобных "предпринимателей" встречается еще достаточно много - соблазн велик. "Доля суррогатного бензина в общем объеме продаж в России составляет 9%. - считает Сергей Борисов, президент Российского топливного союза. - А потери федерального бюджета от продажи некондиционного и суррогатного бензина составляют 1 млрд. руб. в год".
Таким образом, проблема качества топлива стоит очень остро и чтобы гарантировать его потребителю, предприятия ОАО ЛУКойл с мая 2001 года перешли на выпуск окрашенных бензинов массового потребления. Бензин А-76 производства ОАО ЛУКойл окрашивается в красный цвет, АИ-92 - в голубой. Водитель на АЗС может визуально убедиться, что покупает качественный бензин, а не подделку.
Безусловно, можно подделать и окрашенный бензин, но сделать это гораздо сложнее. Кроме того, для предотвращения подделок окрашенных бензинов, в их состав вводятся "маркеры". Для определения концентрации маркеров применяется специальная технология, исключающая возможность фальсификации. Крупные дилеры и нефтебазы ОАО ЛУКойл будут оснащены специальными приборами для количественного определения содержания маркеров в бензинах. Для окраски бензинов применяются красители фирмы "BASF", а в качестве маркеров - продукция фирмы "Chevron Oronite".
В технологической цепочке (НПЗ - нефтебаза - АЗС) предусматривается визуальный контроль за цветом топлив и внедрение экспресс-метода определения наличия маркера. Крупные дилеры и нефтебазы ОАО "ЛУКОЙЛ" обеспечены специальными приборами для организации количественной оценки содержания маркеров в бензинах. Специалисты компании утверждают, что применение красителей и маркеров не вызывает изменения потребительских свойств бензинов. Выполненные исследования подтвердили, что введение добавок и маркеров в необходимом количестве (миллионные доли по объему) не отражается на физико-химических и эксплуатационных показателях автобензинов.
Внедрение системы защиты бензинов от подделок требует затрат в размере 1% от стоимости бензина, но представители компании заявили, что эти затраты компания берет на себя. В ОАО ЛУКойл заявляют, что основная цель при внедрении - защита интересов потребителей, гарантия высокого качества автобензинов собственного производства, повышение престижа торговой марки ЛУКойл.
В мировой практике уже давно производят окраску топлив в различные цвета в зависимости от сферы их применения. Это позволяет рационально решать проблемы контроля качества нефтепродуктов, попадающих к конечному потребителю. Не новость это и для России. Наш Госстандарт уже допустил к применению биомаркеры в составе отечественных бензинов. Накоплен большой опыт и в применении красителей - их давно используют при окрашивании этилированных бензинов: желтый для А-76 и оранжевый для АИ-93. А теперь по цвету бензина можно будет отличить не только этилированный бензин от неэтилированного, но и "обычный" бензин от хорошего.
Комментарии