Топливо с присадками

Потребителей автомобильного топлива условно можно разделить на две категории: тех, кто, выбирая заправку, прежде всего, руководствуется ценой и тех, кто во главу угла ставит качество и технические характеристики топлива. Именно эту категорию в первую очередь берут во внимание разработчики и продавцы качественно новых продуктов, появившихся на рынке сравнительно недавно - топлив с присадками. С выходом на топливный рынок этих продуктов октановое число перестает быть единственным ориентиром для автомобилиста. Теперь важно и то, какие добавки содержит топливо, как они влияют на работу двигателя и то, что в конечном итоге дает использование присадок. Преимущества Итак, времена, когда топливо различалось исключительно по октановому числу, прошли. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Сегодня нефтехимические заводы в изобилии производят так называемые "присадки", которые в зависимости от марки, будучи добавленными в топливо, могут заметно снизить его расход, улучшить работу двигателя, повлиять на износостойкость узлов, увеличит КПД, качественно изменить экологическую составляющую работы автомобиля. Кроме того, присадки используются и для повышения эффективности хранения запасов моторных топлив.
В частности антидетонаторы, антиоксиданты, депрессоры уже в течение достаточно долгого времени успешно применяют на нефтеперерабатывающих заводах для обеспечения выработки топлив требуемого качества. Другие - и их сейчас большинство - вводят в топливо на нефтебазах, в крупных автохозяйствах или применяют непосредственно потребители топлива.
Зачастую именно использование присадок, является единственно возможным способом поддержания оптимального режима работы двигателя. Примером могут служить моющие присадки, применение которых в бензинах предусмотрено с 1990 года "Законом о чистом воздухе США". Использование присадок к топливу предоставляет широкие возможности оперативно и гибко влиять на качество топлива и процесса горения. Введение присадок позволяет, не расширяя ассортимент товарных топлив, приспосабливать их под конкретные условия эксплуатации, например, в межсезонный период придавать бензинам антиобледенительные свойства или улучшать антидымные характеристики дизельных топлив при форсированных режимах работы двигателей. Кроме того, использование присадок позволяет наиболее быстро и при минимальных затратах снижать количество токсичных выбросов на транспорте. Для этого не требуется больших капитальных вложений, проектирования и строительства новых установок, а затраты на приобретение и введение присадок в топливо дают немедленный экологический или экономический эффект. Например, улучшение сгорания топлива сопровождается его экономией, которая может достигать 5-7, а в некоторых случаях и 10%. Экология В принятой в 1997 году Администрацией Санкт-Петербурга программе "Чистый город" большое внимание уделяется разработке и внедрению в городе новых моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками. Ведь состояние городского воздушного бассейна напрямую зависит от работы автомобильного транспорта. Основными факторами, влияющими на качество атмосферного воздуха и, как следствие, на экологическую обстановку в городе, являются быстрый рост автомобильного парка и увеличение объемов транзитных автоперевозок, медленное развитие транспортной инфраструктуры, отсутствие объездной (кольцевой) автомагистрали, недостатки в организации движения, отставание эксплуатационной базы, низкие экологические характеристики производимых в стране автомобилей, несоответствие качества отечественных моторных топлив современным международным требованиям по экологическим характеристикам.
Свою негативную роль играют и отсутствие комплексности в решении проблемы, и устаревшая нормативно-правовая база, а так же неэффективность административных и экономических мер в этой области деятельности. Достаточно сказать, что вклад автотранспорта в суммарный выброс в атмосферу загрязняющих веществ по городу в 1998 году составил около 77%. При этом парк автотранспорта в городе за последние 10 лет вырос более чем в 2.7 раза. Общее количество автотранспорта достигло около 1,5 млн. единиц, в том числе 700 тыс. единиц составляет государственный автотранспорт и 800 тыс. единиц - индивидуальный и коммерческих организаций.
Существенную долю в загрязнение атмосферного воздуха города вносит транзитный автотранспорт, морской, речной и железнодорожный виды транспорта, а также стационарные источники промышленных предприятий. По данным Управления по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга и Государственного Комитета по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области, суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга в 1998 году (с учетом автотранспорта индивидуального пользования) характеризуются следующими показателями: всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ - 288,1 тыс.т, из них твердых - 10,6 тыс.т, диоксида серы - 17,7 тыс.т, диоксида азота - 36,0 тыс.т, углеводородов (без летучих органических соединений) - 1,5 тыс.т, летучих органических соединений (ЛОС) - 23,6 тыс.т, оксида углерода - 195,4 тыс.т. Изменение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга за период с 1987 по 1998 г. характеризуется данными, приведенными в табл.1. ТАБЛИЦА 1 Количество загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу Санкт-Петербурга за период с 1987 по 1997 г., тыс.т/год
<таблица> Источники выбросов#1987#1992#1993#1994#1995#1996#1997#1998 Стационарные источники#260,9#150,9#127,6#104,0#77,9#70,8#68,1#66,9** Автотранспорт#371,9#169,8#102,0#95,3#194,9*#203,7*#238,3*#221,2** в том числе индивидуального пользования#-#-#-#-#120,9#135,7#173,0#160,2** Стационарные источники и автотранспорт, всего#632,8#320,7#229,6#199,3#272,8*#274,5*#306,4*#288,1** в том числе: оксид углерода#338,2#150,6#90,9#85,8#172,1*#176,4*#210,6*#195,4** твердые вещества#50,8#21,8#17,8#14,5#13,3#11,8#10,9#10,6** диоксид серы#85,0#61,2#62,7#42,8#19,0#14,9#17,7#17,7** диоксид азота#66,5#47,9#40,8#35,2#39,2*#40,6*#37,5*#23,8** углеводороды (без ЛОС)#-#1,2#0,8#0,55#0,5#0,8#0,6#1,5** летучие органические соединения(ЛОС)#-#36,8#25,4#19,92#26,7*#26,6*#25,7*#23,6** * С учетом выбросов от автотранспорта индивидуального пользования. ** Оценка выбросов от автотранспорта - предварительная (по количеству автомобилей).

Анализ приведенных в табл.1 показателей позволяет сделать следующие выводы: 1. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга от стационарных источников за последние 10 лет постоянно сокращаются, что можно объяснить спадом производства по большинству отраслей промышленности и сокращением расхода топлива. 2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта индивидуального пользования имеют значительную тенденцию к росту, что, по-видимому, можно объяснить постоянным ростом парка автомобилей.
Для наглядности обратимся к конкретным данным по выбросам загрязняющих веществ за 1998 год. Выбросы твердых веществ в количестве 10600 тонн разделим на 60 тонн (вагон). В результате получится 176,7 вагонов или 3,5 железнодорожных составов сажи, которые выбрасываются на город и попадают в легкие населения. По суммарным объемам выбросов от автотранспорта: 221200 т: 60 т = 3686,7 вагонов или около 74 железнодорожных составов загрязняющих веществ ежегодно отравляют атмосферу города (без учета железнодорожного, морского и речного транспорта).
В соответствии с существующей оценкой суммарного уровня загрязнения, через индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), Санкт-Петербург отнесен к числу городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. По официальным данным Государственной службы наблюдений за загрязнением природной среды Санкт-Петербург в 1997 году впервые вошел в список городов России с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
При этом следует учитывать, что выбросы загрязняющих веществ от автомобилей производятся на уровне дыхания человека, что способствует быстрому проникновению их в органы дыхания и увеличивает вредное воздействие на организм.
Однако, роль жидких моторных топлив на транспорте, несмотря на их повышенную экологическую опасность (вместе с отработавшими газами), остается очень большой. Вследствие исключительной эффективности их применения в двигателях внутреннего сгорания, сравнительной дешевизны и огромного транспортного парка, приспособленного к жидкому горючему, серьезной альтернативы им в ближайшие десятилетия не предвидится. Исходя из этого, решение экологической проблемы применения моторных топлив может быть только комплексным. Оно включает в себя разработку топлив с экологически улучшенными характеристиками; разработку экологически чистых транспортных средств и двигателей, оборудованных, в частности, устройствами для дожига и нейтрализации отработавших газов; правильную эксплуатацию горюче-смазочных материалов - применение топлив и масел соответствующих марок; использование присадок, поддерживающих горение топлив в оптимальном режиме. Очевидно, что успех предпринимаемых усилий гарантирован лишь при наличии эффективных организационных мер, к числу которых можно отнести следующие: повышение технической грамотности и культуры; законодательное регулирование требований к топливам и техническим средствам; целенаправленная экономическая политика, поощряющая выработку экологически безопасных продуктов и делающая невыгодным применение некачественных топлив и несовершенных технических средств.
Одной из составляющих технической культуры эксплуатации автомобилей и других устройств, использующих топливо, является применение присадок различного назначения. Некоторые присадки - антидетонаторы, антиоксиданты, депрессоры - в течение нескольких десятков лет успешно применяют на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) для обеспечения выработки топлив требуемого качества. Другие - и их сейчас большинство - вводят в топливо на нефтебазах, в крупных автохозяйствах или применяют непосредственно потребителем топлива по собственному усмотрению. На топливном рынке Северо-Запада реализацией топлив с присадками стратегически занимаются три компании: ПТК, Neste и ЛУКОЙЛ. Топлива этих компаний различаются технологией производства, химическим составом, техническими характеристиками, а также - назначением. Объединяет их одно - гарантировано высокое качество и предпочтительность использования по сравнению с обычными марками.
Топливо будущего Таким образом, топливо с присадками в первую очередь отличается от обычного своими высокими потребительскими свойствами, гарантией качества и повышенной экологичностью. Вне всяких сомнений использование таких сортов топлива являются предпочтительным как для владельца и его автомобиля, так и для окружающей среды. В настоящее время присадки к топливам являются одной из наиболее перспективных областей химмотологии как в ведущих нефтяных компаниях мира, так и в России. Необходимо отметить, что мировые производители автомобилей, представленные Ассоциациями Америки (ААМА), Западной Европы (АСЕА), Японии (JAMA) и Ассоциацией двигателестроителей (ЕМА), поддержанные ассоциациями Канады, Китая, Кореи и Южной Африки, разработали рекомендации по качеству автомобильных топлив. Согласование качества топлив необходимо с целью обеспечения эксплуатации продукции автомобилестроения в соответствии с потребительскими и экологическими требованиями во всем мире.
Итогом этой работы явилась опубликованная в декабре 1998 года Всемирная топливная хартия. Выполнение рекомендаций этой хартии позволит: снизить воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду за счет снижения токсичности отработавших газов; удовлетворить растущие требования потребителей; исключить необходимость в дополнительном оборудовании автомобилей устройствами для снижения токсичности отработавших газов благодаря применению топлива, оптимизированного применительно к различным требованиям по их токсичности.

Для неэтилированного бензина и дизельного топлива установлено три категории качества для рынков с различными экологическими требованиями: 1 категория - рынки, на которых отсутствуют или минимальны требования к составу отработавших газов; 2 категория - рынки со строгими требованиями к качеству отработавших газов или другими ограничениями; 3 категория - рынки с повышенными требованиями к характеристикам отработавших газов или другими ограничениями. Топлива третьей категории рассматриваются как отвечающие требованиям самых прогрессивных технологий, существующих в настоящее время.
Анализ качества отечественных моторных топлив показывает, что Россия, с учетом состояния ее нефтеперерабатывающей промышленности и автомобилестроения, значительно отстает от передовых европейских государств и США по экологическим требованиям к топливам и входит в группу стран с низшей (1) категорией качества. Без серьезной модернизации технологической базы нефтеперерабатывающей промышленности, требующей больших капитальных вложений, и ужесточения экологических требований к качеству топлив отставание России от передовых стран, по-видимому, может возрастать.
Правда, в последние годы Госстандарт России и ВНИИ НП, как базовый институт Министерства энергетики РФ, предпринимают усилия по ужесточению требований к качеству нефтепродуктов и сокращению отставания России в этой области от передовых стран. Так, введен в действие ГОСТ Р 51176-98, регламентирующий основные положения по разработке, испытанию и оформлению технического заключения (допуска) к производству и применения нефтепродуктов с целью обеспечения надежной и экологически безопасной эксплуатации техники и защиты прав потребителей. Введенные в действие стандарты ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51313-99 разработаны с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228-1993 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Требования и методы испытаний". В 1999 году Госстандартом России введены новые "Правила проведения сертификации нефтепродуктов".
В целом улучшения экологической обстановки в крупных промышленных городах страны можно добиться только совместными усилиями ведущих ученых и производителей нефтепродуктов, а также разумным применением законодательных и экономических мер в области соблюдения экологии при строгом контроле со стороны исполнительной власти. Сегодня ассортимент присадок насчитывает несколько десятков типов и сотни различных марок зарубежного и отечественного производства. И он будет расти. Уже сейчас автомобилист в зависимости от конкретных требований к автомобилю и условий его эксплуатации может выбрать наиболее оптимальную марку. Так или иначе - конечное решение о приобретении того или иного сорта топлива остается за потребителем. И все чаще этот выбор делается в пользу улучшенных потребительских качеств топлива с присадками.
В одной из ближайших "Тем дня" на http://www.au92.ru читайте: "Топливо с присадками на петербургском рынке: Euro, Futura, цветные бензины ЛУКойл".
Комментарии