Закончилась интернет-пресс-конференция Министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Ильи Южанова

Закончилась интернет-пресс-конференция Министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Ильи Южанова: "Государственная политика в сфере защиты прав потребителей. Актуальные проблемы". Среди прочих Илья Южанов коснулся и проблемм, напрямую касающихся топливного рынка. А.Черных (Санкт-Петербург): Какая существует статистика по выявлению случаев ценового сговора среди продавцов бензина? Какие компании этим наиболее грешат? И.Южанов: Уже не первый раз задаются подобные вопросы. На самом деле в мировой конкурентной практике наиболее сложным вопросом является выявление ценовых сговоров, выявление ценовых картелей. Для этого требуется проведение достаточно большой работы, причем это работа зачастую не столько аналитическая, сколько оперативная. К сожалению, наше министерство не обладает такими оперативно-розыскными функциями, а здесь ведь речь идет действительно об оперативной работе. Например, европейские конкурентные ведомства имеют право фактически осуществлять обыски в офисах компаний, а сейчас в Евросоюзе решается вопрос о предоставлении им права проводить обыски в частных жилищах руководителей различных коммерческих структур, если существуют основания полагать, что там хранится информация, например, на домашних компьютерах. У нас этого нет, однако есть возможность отлавливать подобные сговоры чисто аналитически. В нашей практике был пока только один успех в раскрытии крупномасштабного ценового сговора. Если вы помните, это было в 1999г. в период весенне-летнего бензинового кризиса, когда резко скакнули цены на бензин и горюче-смазочные материалы. В Санкт-Петербурге было возбуждено дело, это дело было доведено до конца. Более того, было защищено в судебных инстанциях, и незаконно полученная прибыль была взыскана с компаний-трейдеров - продавцов бензина, которые, как это было доказано, на основании сговора повысили цены. Пока это единственный случай. Может быть, это обосновано и тем, что с тех пор не было таких кардинально резких скачков цен. Более того, цены на бензин с 1999г. до весны 2002г. держались почти на одном уровне, темпы роста цен были даже намного ниже, чем темпы инфляции. Тем не менее, один факт раскрытия ценового сговора у нас есть. Сейчас у нас уже месяц существует новый закон о конкуренции, он вступил в силу 12 октября 2002г. Он несколько расширяет наши возможности с точки зрения выявления ценовых картелей и монополистического ценообразования, когда речь идет о монопольно высокой цене. В старой редакции определение монопольно высоких и низких цен было нерабочим. У нас ни одного дела по этой проблеме за всю историю существования конкурентных органов практически не было. Так что факт такой есть, работа это тяжелая, но там и тогда, где и когда мы будем видеть, что существуют признаки ценового сговора, мы будем ее проводить. Картель, раздел рынка по географическому принципу и ценам, считается самым тяжелым нарушением конкурентного законодательства из всех прочих. Скажем, в Соединенных Штатах и Канаде за участие в картелях полагается тюрьма. За прошлый год по этим преступлениям в США были приговорены к тюремному заключению 19 человек. Я хочу высказать еще одну мысль, может быть, для нас немного провокационную. Сейчас создана международная конкурентная сеть - неформальное объединение всех антимонопольных органов всех стран мира, где подобные ведомства существует. Там номером один является вопрос о ценовых сговорах и картелях. Одним из методов для борьбы с ними, который сейчас широко пропагандируется, является Leniency. Я не знаю, как перевести это название на русский язык, чтобы передавался смысл метода по существу. Речь идет вот о чем. Как правило, в сговорах участвуют несколько юридических лиц, очень редко двое, обычно - четыре-пять. Если один из участников заявит об этом сговоре, то он полностью освобождается от ответственности. Если компания сотрудничает со следствием, то она подпадает под защиту, подключается также программа защиты свидетелей. Таким образом несколько серьезных картелей было раскрыто в Европе и США, и они широко пропагандируют эту систему и очень удивляются, почему она не идет в России. Я им попытался мягко объяснить, что у нас где-то с 30-х годов прошлого века несколько иное отношение к подобного рода вещам, поэтому этот процесс будет идти достаточно сложно. Для этого нужно иметь очень сильные некоррумпированные правоохранительные органы, чтобы была возможность реальной защиты тех людей, которые решили сотрудничать с конкурентными властями.
Комментарии