Конфереция

Интересы нефтяных компаний совпали с интересами налоговиков

Новая система взимания акциза на бензин направлена, во-первых, на то, что бы вытеснить с рынка "самопальное" топливо, которое производится из прямогонного бензина, а во вторых, на увеличение сборов акцизов с продавцов, занижающих цену топлива. Мелкие владельцы АЗС убеждены, что новая система сбора акцизов будет действовать в интересах крупных нефтяных компаний, которые готовы заплатить государству больше, но в то же время вытеснить с рынка независимых операторов. При этом крупные компании не только не потеряют в доходах, но вероятно получат солидную прибавку за счет автовладельцев. В идеале крупным нефтяным компаниям хотелось бы видеть страну, покрытую сетью вертикально интегрированных НПЗ, нефтебаз и заправок, принадлежащих десятку крупных игроков рынка. Этого же хочет и Министерство по налогам и сборам (МНС), поскольку тогда схема сбора акцизов значительно упростится. С крупными налогоплательщиками МНС иметь дело намного проще, чем с многочисленными арендаторами и мелкими владельцами АЗС. Нынешняя картина уже близка к идеалу, и лишь мелкие операторы на топливном рынке портят картину. Сегодня уже почти вся страна поделена на сферы влияния нефтяных компаний и конкуренция между этими крупными игроками в провинциях весьма слабая. Часто в регионах конкуренция практически отсутствует, поскольку две компании всегда могут сговориться в пользу поддержания наиболее высокой цены на топливо. Исключение составляют, возможно, только Москва и Санкт-Петербург, где на топливном рынке действует множество компаний. Однако сегодня, по данным Российского топливного союза, из 30 тысяч АЗС только десять тысяч принадлежит собственно нефтяным компаниям, а все остальные формально независимы. Независимость у компаний весьма относительная, поскольку топливо они покупают на одних и тех же нефтебазах, принадлежащим крупным компаниям. Однако в силу закона о конкуренции часть распределительных мощностей крупные компании вынуждены сдавать независимым операторам. В результате у АЗС пока сохраняется возможность выбора, у какого именно поставщика покупать бензин ("левый" или "правильный"). Главным раздражителем для налоговых и других контролирующих органов являются мелкие (независимые) компании, с которых трудно собрать налоги и которые трудно контролировать. Известно, что именно "независимые" АЗС используют дешевый "левый" бензин, который акцизом не облагается. Возможно поэтому в МНС хотят обложить акцизом сеть АЗС, а не сами НПЗ, которых по стране всего 27 штук. Независимые АЗС не нравятся не только чиновникам, но и крупным нефтяным компаниям. С точки зрения крупных компаний независимые АЗС забирают себе слишком большую часть доходов, образующихся в основном в розничной продаже. Однако с принятием новых акцизных правил (когда оператор может получить налоговое свидетельство по операциям с нефтепродуктами только если он является собственником мощностей), независимые игроки на оптовом рынке могут просто исчезнуть. В результате будет выстроена своего рода вертикаль, где почти все АЗС будут контролировать крупные компании. "Крупные нефтяные компании готовят такое положение, когда владельцам независимых АЗС останется только продать им свой бизнес, - считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Хотя как раз в рознице нужна независимость, чтобы гибко реагировать на изменение спроса покупателей". Чего ждать от новых акцизов потребителю С точки зрения потребителей у новой системы взимания акцизов есть плюсы и минусы. К плюсам можно будет отнести сокращение доли некачественного "левого" бензина из-за более строгих условий поставок. Также, несомненно, больше получит бюджет за счет упорядочивания и увеличения сборов акцизов. Минусом новой системы взимания акцизов является угроза монополизация рынка. Она даст возможность нефтяным компаниям держать цены на бензин на самом высоком пределе, который их устраивает. Цена будет формироваться как производное от покупательной способности населения. Теоретически это и сегодня так, однако, как только цены повышались, на рынке увеличивалась доля "левого" топлива, которое по стоимости, естественно, было ниже официального уровня. Это сдерживало реализацию бензина от крупных компаний. Сегодня такого сдерживающего фактора уже не будет. "Я не думаю, что цена в следующем году может подскочить до 17 рублей за литр бензина, - сказал Стране.Ru аналитик ИК "Проспект" Михаил Зак. - Покупательная способность нашего населения еще не столь высока, что бы покупать бензин по такой цене. Кроме того, в области поставок топлива существует государственный контроль, поскольку это важное социальное направление и важный источник доходов бюджета. Поэтому из-за повышения акцизов в начале следующего года мы ожидаем увеличения цены бензина только на 10-15 процентов". С оценкой покупательной способности населения трудно не согласиться. Однако, вероятность резкого, но временного скачка цен все-таки не исключена, особенно в случае сбоя системы возвращения акцизов. В МНС рассчитывают с 1 января 2003 года запустить специальную автоматизированную систему с компьютерным банком данных, однако, со связью у нас проблемы извечные, а перебои с возвратом акцизов действительно заставят компании страховаться. Однако технические сбои - это временный фактор роста цен. К постоянному фактору повышения цен можно отнести скорее недовольство независимых операторов АЗС (которых большинство). Торговцам бензином ничего не стоит уже сейчас поднять цены, вызвав цепную реакцию недовольства у населения. И если в начале года на недовольство заправщиков наложатся еще и технические проблемы с возвратом акцизов в МНС, прогнозировать стоимость топлива и реакцию на это населения станет просто невозможно.
Комментарии