Сейчас власти выкручивают руки нефтянке

Александр Арбатов, зампредседателя Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития Активно муссируется идея серьезного повышения налогов с нефтяных компаний, взимания в федеральный бюджет ренты за использование природных богатств. Сами нефтяники говорят, что пока рано беспокоиться - мол, решение вопроса отложено на неопределенный срок. Но есть и другое мнение: этот срок в принципе четко определен - кардинальных перемен в налогообложении нефтянки не стоит ждать, только пока мировая цена держится на таком высоком, как сейчас, уровне. А падение цены эксперты предрекают через несколько месяцев после свержения правительства Ирака. В любом случае все аналитики сходятся в одном утверждении: на сегодня не достигнут баланс интересов государства и частного бизнеса в нефтяной отрасли. Поэтому "повышательный" вариант реален. Об аргументах сторонников такого подхода корреспондент "Финансовых Известий" Анатолий СКОРОБОГАТОВ беседует с зампредседателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН доктором экономических наук Александром АРБАТОВЫМ. - В чем проявляется дисбаланс интересов государства и нефтебизнеса? - Природные ресурсы, недра, которые представляют собой достояние общества, государства, разрабатываются частными компаниями. Часть получаемой при этом прибыли они отдают обществу в лице государства (хотя это далеко не всегда одно и то же) в виде налогов и других платежей. Все признают такие правила раздела. Речь идет о его справедливости, то есть о том, сколько прибыли компании могут оставить себе и сколько они обязаны отдавать государству. Понятно, что здесь интересы расходятся: нефтедобытчики стремятся миниминизировать отчисления, общество заинтересовано в их увеличении. Это и является источником всех дебатов. - Нефтяные компании дают примерно 20% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Но из дебатов на недавнем заседании "круглого стола", проведенного Национальным инвестиционным советом (НИС), можно понять, что эта доля может быть больше. Насколько распространено такое мнение? - Мнение большинства сходится на этом. Но ситуация осложняется тем, что с нынешнего года налог на добычу полезных ископаемых начисляется по фиксированной ставке, привязанной к мировой цене от объема добытой нефти. То есть для налоговиков все нефтекомпании отличаются друг от друга не больше, чем разные хлебозаводы или АЗС. Это не так, потому что игнорируется уникальность каждого нефтяного месторождения, особенности его разработки. На месторождениях с низкими издержками можно получать чрезмерную прибыль, тогда как разработка мелких месторождений становится непривлекательной для инвесторов при низких ценах на нефть. Кроме того, нефтяные компании должны инвестировать, по крайней мере, для поддержания своей деятельности, а нефтяная промышленность - отрасль инвестиционно очень емкая. Поэтому увеличение налогового давления на нефтяные компании, в том числе введение рентных платежей на использование природных ресурсов, возможно только после тщательной проработки всех проектов с учетом индивидуальных характеристик каждого месторождения. Тут надо все очень точно взвесить и посчитать, чтобы не навредить. Пока же есть лишь установочные положения, а конкретных предложений - такой-то путь или еще такой-то, сравнивайте и принимайте - этого пока нет. - Понятно, на "круглом столе" и предлагалось поручить НИС проведение этой огромной работы. Допустим, что дело сделано, налоги с нефтянки решено повысить. Но тогда дисбаланс интересов никуда не денется... - Если будет доказано, что налоги на нефтяные компании надо увеличить, то государство получит дополнительные средства, которыми нужно будет умно воспользоваться. Полученная добавка, в том числе от ренты, по мнению некоторых участников "круглого стола", должна идти не в бюджет на краткосрочные нужды правительства или, по крайней мере, не целиком в бюджет, а на финансирование реструктуризации экономики, защиты интересов государства и общества: природоохранные мероприятия, поддерживание ресурсной базы, инновационную деятельность, развитие высокотехнологичных отраслей и т. п. Однако сама идея создания такого фонда тоже пока не проработана. Для нефтяных компаний при таких результатах финансовых облегчений не ожидается. В лучшем случае они отобьют свои нынешние позиции, хотя вряд ли. Но при этом они получат более комфортные условия существования, большее общественное признание, большую независимость от властей, которые сейчас выкручивают им руки в виде принуждения к спонсированию различных мероприятий, периодически возникающих балансовых заданий, товарных кредитов и тому подобных задач. Они смогут выступать в отношениях с государством как равные партнеры, которые отдали все что положено в бюджет. И государство уже будет должно, допустим, отстаивать их интересы за рубежом, где они проявляют все большую активность. То есть они получат больший кредит доверия от государства и от общества. Часть же из них, особенно мелкие, средние, да и некоторые крупные независимые компании, улучшат свое финансовое положение, потому что налоговый пресс будет изменен с учетом их условий, их особенностей. Это вполне вероятно.
Комментарии