С 1 января 2003 года законом РФ "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства" вводится новый порядок уплаты акцизов на бензин. Начисляться налог будет на каждом этапе продажи от завода до конечного потребителя, а уплачиваться лишь на последнем - автозаправках. Каждый покупатель-посредник должен будет иметь дополнительное фискальное свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Тонкость в том, что такая лицензия будет выдаваться только тем, кто имеет в собственности (а ни в коем случае не по договору аренды, лизинга или концессии и т.п.) "мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов".
Акциз на реализацию нефтепродуктов - 50% из них пойдут в территориальный дорожный фонд, 10% - в региональный бюджет.
Дорожные фонды местных администраций могут недополучить финансирование в серьезных объемах вследствие отсутствия у территориальных управлений министерства по налогам и сборам конкретных инструкций по взиманию уплат акцизного сбора с 57 розничных торговцев топливом владеющих 156 АЗС, и возникающих в связи с этим коллизий. Об этом, в частности вел речь начальник управления МНС РФ по Астраханской области Станислав Миронов на недавнем совещании с губернатором, где рассматривалась доходная часть проекта бюджета на 2003 год.
Как отмечает РИА "Аверс", для работы с нефтепродуктами нужно получить дополнительное свидетельство в налоговой инспекции. Но в законодательстве по этому вопросу - сплошные неясности и нестыковки. Например, что первично: лицензия или свидетельство? Если лицензия, то почему для получения свидетельства предоставлять сведения о ней необязательно? Если предприниматель не получит свидетельство, но уже имеет лицензию и занимается нефтепродуктами, как можно запретить ему это делать и впредь, ведь в законе о свидетельстве не упоминается - необходима только лицензия.
Чем это грозит? Возможно, посредников станет меньше. Заправки будут вынуждены напрямую работать со сбытовыми структурами, которые смогут сами отбирать розничных операторов, диктовать цены и условия сделок. Плюс у крупных компаний гораздо больше возможностей для маневра в ценовой политике. Для небольших компаний, непосредственно обремененных акцизом, которые будут покупать бензин, в стоимость которого на всех стадиях перекупки для перестраховки акциз тоже включат (плюс еще много "которых": например, изменение принципов упрощенной системы налогообложения) малое повышение цен, думается, будет даже губительнее. От таких участников рынка, механизм уплаты акциза потребует увеличения оборотных средств, что вынудит их повышать цены.
Благое намерение разработчиков нового правила сбора акцизов убрать с рынка левый бензин по мнению экспертов может обернуться увеличением объема суррогатных бензинов, от реализации которых можно получить сверхприбыль: по новому закону, нулевую ставку имеет прямогонный бензин, а газовые, технические и иные бензины не упоминаются вообще. Так что операции с ними окажутся очень выгодными, а вот качество того, что предложат нам под видом бензина автомобильного вызывает сильное сомнение.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что ряд положений закона создает предпосылки для возникновения таких негативных тенденций, как монополизация топливного рынка региона, увеличение государственных издержек на администрирование сбора налоговых платежей, неоправданный рост цен на горюче-смазочные материалы. Например, в Российском топливном союзе уверены, что сверхприбыль из новых требований попытаются извлечь как крупные компании, так и недобросовестные предприниматели, которые обязательно придумают, как обойти будущее законодательство.
Комментарии