"Сургутнефтегаз" интересуется германскими АЗС

Впервые за свою историю "Сургутнефтегаз" собрался сделать крупное приобретение за рубежом. Компания думает поучаствовать в тендере на покупку АЗС в Германии, которые British Petroleum продаст до конца этого года. После поглощения концерна Veba Oil, владеющего крупнейшей в Германии сетью заправок Aral, ВР получила контроль над 26,5% немецкого рынка АЗС, и антимонопольные ведомства страны принудили британскую компанию продать до конца 2002 г. 800 заправок и нефтеперерабатывающий завод Bayernoil в Ингольштадте. Этими активами уже заинтересовались "Татнефть" и "ЮКОС", а "ЛУКОЙЛ" даже открыл в Гамбурге дочернюю фирму LUKOIL Hamburg GmbH для сбыта нефтепродуктов на немецком рынке. Правда, по словам источника в нефтяной компании, внимательно изучив предложение ВР, покупать у нее АЗС "ЛУКОЙЛ" передумал.
Но его место в списке претендентов занял "Сургутнефтегаз". "Германия является крупнейшим покупателем нашей нефти, - сказал сотрудник сургутской компании. - Нефтепродукты же мы экспортируем в основном в страны Балтии и Польшу, но планируем выйти с ними и на рынок Германии. Поэтому нам так важно проникнуть на немецкий рынок downstreem. Это позволит нам продавать там более дорогие продукты, чем нефть".
Источник объясняет возрастающий интерес "Сургутнефтегаза" к расширению маркетинга своей продукции ростом добычи нефти: "Мы занимаемся модернизацией Киришского НПЗ, а также изучаем возможность приобретения новых НПЗ, например в Белоруссии. Кроме того, мы рассматриваем возможность строительства завода в Приморске". В пресс-службе "Сургутнефтегаза" не стали отрицать интерес компании к немецким активам.
Представитель BP сказал, что переговоры ведутся сразу с несколькими компаниями, заинтересованными в покупке немецких АЗС. "Никакой определенной даты, до которой должен быть выбран окончательный покупатель и закрыта сделка, нет", - уточнил он.
Аналитик Доверительного и инвестиционного банка Владислав Метнев назвал желание "Сургутнефтегаза" купить маркетинговые активы в Германии "логичным шагом". "Наконец-то компания осознала, что рост капитализации невозможен, если просто сидеть на существующих активах и ничего не приобретать, - говорит Метнев. - К тому же немецкий рынок, куда традиционно поставляет нефть "Сургутнефтегаз", удобен для экспорта продукции с того же Киришского НПЗ".
Аналитик отметил, что информация об интересе "Сургутнефтегаза" к немецким АЗС появилась одновременно с новостью о желании этой компании купить "Славнефть". "Если так дальше пойдет, то пессимизм фондового рынка по поводу перспектив роста "Сургутнефтегаза" будет развеян", - говорит Метнев.
"Важно уже то, что консервативный "Сургутнефтегаз" начинает думать о внешней экспансии", - говорит Валерий Нестеров из "Тройки Диалог ". Однако покупать сейчас заправки в Германии не очень выгодно, так как "эффективность этого бизнеса в Европе низка", считает аналитик. По его мнению, из-за этого "ЛУКОЙЛ" отказался от планов купить АЗС у ВР.
Президент Тюменской нефтяной компании Семен Кукес тоже сомневается, что торговля бензином в Германии может быть выгодна для российских компаний. "Сбытовая сеть приносит реальную прибыль, когда она дополняется крупным заводом. Сама по себе она практически не создает добавочной стоимости", - отмечает он. К тому же Кукес полагает, что российские нефтяники пока не могут предложить товар, полностью удовлетворяющий требованиям западных потребителей. "Нам еще нужно многому научиться", - считает президент ТНК.
Комментарии