Конфереция

Как некачественное топливо попадает на рынок

Предпосылок к появлению некачественных светлых нефтепродуктов более чем достаточно. И во многом благодаря сложившейся в Петербурге системе контроля качества моторного топлива на предприятиях нефтепродуктообеспечения мы сейчас не наблюдаем обвальный рост продаж некондиции и, более того, умышленного фальсификата. Как констатирует руководитель Петербургской нефтяной инспекции Василий Смеречук, в Петербурге ситуация с некондиционным топливом, в сравнении с общей ситуацией по России, далеко не самая худшая. По его оценкам на петербургском розничном рынке доля нефтепродуктов, не соответствующая по качеству заявленным в сопроводительных документах параметрам, составля6ет 20-25%. При этом 10% продаваемых через розничные сети нефтепродуктов несут серьезную опасность для автомобильных двигателей. То есть, опасность приобретения некачественного топлива автомобилистами достаточно реальна. Законы Деятельность по производству, хранению и реализации нефтепродуктов регулируется достаточно большим числом документов, среди которых в первую очередь следует назвать Постановление Правительства N 135 от 11февраля 2002 года "О лицензировании основных видов деятельности" и дополняющее его Постановление N 637 от 28 августа 2002 года "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки". В соответствии с этими Постановлениями участники топливного рынка подконтрольны Минэнерго в лице (на Петербургском уровне) Нефтяной инспекции, которая осуществляет лицензирование при наличии у операторов рынка сертификатов соответствия и допусков к производству и применению нефтепродуктов, полученных в соответствии с Правилами организации проведения приемочных испытаний, введенных в действие Постановлением Госстандарта N 16 от 14 февраля 2001 года. Кроме сертификатов любая партия продуктов должна иметь в соответствии с Законом "О правах потребителей" паспорт качества. Данный документ выдается аккредитованными Госстандартом РФ лабораториями при выпуске продукции на НПЗ, а в дальнейшем подтверждается контрольными анализами после слива новых партий в резервуары нефтебаз. Данное число разрешительных документов было бы вполне обоснованно, оправдано и достаточно, если бы соблюдение всех перечисленных в них норм реально контролировалось. Однако на сегодняшний день гораздо проще, особенно компаниям-однодневкам в вопросах контроля качества "включать" режим экономии. В одном из интервью президент Российского топливного союза (РТС) заявил, что в структуре некачественного топлива 10% составляет продукция, появившаяся в результате технологических сбоев на нефтеперерабатывающих заводах. Еще 30% дает недобросовестная эксплуатация инфраструктуры нефтепродуктообеспечения (незачищенные емкости на нефтебазах, использование одних и тех же бензовозов для перевозки разных сортов топлива, смешение бензинов с разным октановым числом). Остальное - бензин, полученный за счет добавления присадок, повышающих октановое число топлива. При этом оценить суммарную долю некачественных нефтепродуктов очень сложно. По оценкам различных экспертов в крупных городах доля некачественного бензина на рынке составляет 10-20% и имеет тенденцию к росту в периоды дефицита или роста розничных цен. Кроме того, процентная составляющая некачественного бензина значительно растет по мере удаления от крупных городов с их возможностями контролировать качество отпускаемой на АЗС продукции. НПЗ Не секрет, что техническое состояние большинства российских НПЗ оставляет желать лучшего, и сбои в техпроцессе при таких условиях производства просто неизбежны. Для того чтобы достигнуть мирового уровня, в российские нефтеперерабатывающие заводы необходимо по разным оценкам вложить порядка $40-60 млрд. Использование устаревшего оборудования не только приводит к нарушениям техпроцесса, но и к существенным потерям даже при нормальной работе. Например, в среднем по стране выход мазута при нефтепереработке составляет 38%. В США этот показатель составляет 6%, в Канаде - 7%, Западной Европе - 17%. Кроме того, соблазн нарушить производственный процесс периодически возникает у самого руководства НПЗ, особенно в случаях, когда к власти приходят новые владельцы, ориентирующиеся на "легкую прибыль". Тем не мене в общем потоке доля поступающей от крупных НПЗ некондиции достаточно мала. Другое дело, что в той же Московской области функционирует энное количество мелких производств, и производимый там бензин весьма часто оставляет желать лучшего. Почему этим грешит именно Московская область - понятно. В самой Москве достаточно успешно с "вредным" топливом борется Московская транспортная инспекция, вытесняя подобное "предложение" на периферию. Однако присутствие больших денег подталкивает поиск объектов для вложения, и область, как близлежащая территория с более слабым уровнем контроля, вызывает особый интерес. Собственно в том, что на рынке (не обязательно Московском) присутствует достаточное число мелких и средних производств, и кроется главная причина появления некачественного топлива на уровне производителей. Мелкое производство априори вынуждено на всем экономить. Естественно, и качество выпускаемой продукции на таком производстве соответствует не норме "как надо" а "как получится". А на такую подробность, как отсутствие собственной аккредитованной в Госстандарте РФ лаборатории собственник подобной структуры вообще предпочитает закрывать глаза. Сразу оговоримся, что, конечно же, качество выпускаемого продукта определяет не размер производства. Так, по признанию представителей контролирующих органов, они достаточно часто встречают у мелких производителей продукцию, по качеству опережающую продукцию отдельных НПЗ. Трубопроводы, транспортировка в цистернах На этом этапе также возможна потеря качества транспортируемых нефтепродуктов. В трубопроводе и цистернах это может произойти из-за смешивания с другими продуктами. Впрочем, если подобное и случается, некондиция "заворачивается", или ответственные за транспортировку крупных объемов нефтепродуктов компании берут "доведение до ума" продукта на себя. Благо, 60-80% нефтепродуктов, поступающих на Питерский рынок, проходит перевалку на нефтебазах "Ручьи" и "Красный нефтяник", где собственные лаборатории проверяют все поступившие партии продукции. Нефтебазы Следующий контрольный анализ нефтебазы обязаны проводить после слива новой партии продукта в резервуар. Цель анализа - по ряду показателей качества убедиться в том, что при сливе и перекачках нефтепродукта не произошло его загрязнение или смешение с другими сортами. Кроме того, контрольный анализ должен проводиться периодически при хранении нефтепродуктов, с целью обнаружить начало изменения их качества вследствие испарения, образования смол и обводнения. При длительном хранении автомобильных бензинов контрольный анализ проводят не реже одного раза в шесть месяцев, при хранении дизельных топлив и масел - один раз в год. Так должно быть, но это не значит, что так поступают все хозяева резервуаров. Понятно, что те же "Ручьи", "Красный нефтяник" и терминал Neste находятся под пристальным вниманием органов по сертификации нефтепродуктов, и ГУ "Петербургэнергонадзор". И здесь контрольные анализы проводятся в четком соответствии с правилами. Но если учитывать, что в Петербурге присутствует достаточное число резервуаров и временных складов при воинских частях и заводах, существенная доля которых сдается в аренду третьим фирмам, становится понятно, что тотальный контроль не возможен. Такие хранилища изначально ориентировались на собственные нужды предприятия, на котором они располагаются. Как правило, эти хранилища предназначены для хранения мазута. Но после незначительных переделок в эти хранилища помещают светлые нефтепродукты, вследствие чего ухудшается их качество. Причем ни один из военных "окружных складов и баз горюче-смазочных материалов при округах" не имеет аккредитованной лаборатории - Минобороны традиционно ссылается на отсутствие денег. И пусть не имеющим собственной аккредитованной лаборатории арендаторам ничто не мешает обратиться в чужую лабораторию, однако услуга не бесплатна, карательные санкции не слишком страшны, а "время - деньги". Вот и начинает сопровождаться нефтепродукт сомнительного происхождения документами сомнительной легитимности. Проще заключить договор на обслуживание и в случае проверки на него ссылаться, не тратя сил на предоставление в лабораторию проб. А еще проще обойтись откровенно "липовыми" сопроводительными документами. Так, на последней конференции участников топливного рынка Петербурга руководитель Нефтяной инспекции Василий Смеречук заявил, что в последнее время участились случаи предъявления на АЗС поддельных паспортов качества. Причем, зачастую очень низкого уровня, а в одной из петербургских компаний предъявлялся ксерокс документа, составленного из половин паспорта качества на бензин и паспорта качества на дизтоплво. Транспортировка на АЗС К сожалению, потеря качества при доставке нефтепродуктов на АЗС явление тоже достаточно распространенное. Во-первых, далек от идеального состояния автопарк. А во-вторых, сами водители порой не отказываются от попыток продать на сторону канистру-другую. Взамен водитель бензовоза доливает в цистерну с бензином или бензин с более низким октановым числом или даже, как сообщила уличившая "рационализатора" служба безопасности одной из петербургских компаний, пару ведер воды из лужи. Поэтому по прибытии автоцистерны с нефтепродуктом на АЗС оператор обязан проверить, нет ли в автоцистерне (если она не опломбирована) на дне воды. Для этого на линейку лота-пробоотборника (из комплекта ручной лаборатории) ровным слоем наносят водочувствительную пасту и опускают до касания с дном цистерны на несколько минут. Водочувствительная паста в присутствии воды изменяет окраску, и на линейке резко обозначается граница между водой и нефтепродуктом. Для определения наличия воды можно также использовать кристаллы марганцевокислого калия или специальную водочувствительную ленту, которую перед проверкой привязывают на конце линейки (метрштока). Разумно подвергнуть поступивший бензин и другим экспрес-тестам. АЗС На АЗС контрольные анализы проб нефтепродуктов положено проводить не реже одного раза в месяц. Пробы отбираются из всех эксплуатируемых резервуаров АЗС или из соответствующих топливораздаточных кранов в целях контроля общего состояния технологического оборудования АЗС, предотвращения загрязнения или смешения топлива разных сортов. Однако часть АЗС оснащена устаревшим оборудованием. И здесь проводить пробы бессмысленно заведомо. Результат никого не порадует, и хозяин продолжает эксплуатировать технику, махнув на все остальное рукой. При подобной эксплуатации весьма распространено, например, обводнение. Дождевая влага проникает в резервуары через открытые или неуплотненные люки, неисправные крышки емкостей или дыхательных клапанов, а снег - в результате небрежного хранения и использования метрштоков или иных средств измерений. Также, пока бензин транспортируется в цистерне, он собирает много грязи, которую необходимо отфильтровывать. В современных импортных бензоколонках стоит три фильтра для очистки топлива. В колонках отечественного производства фильтры не предусмотрены. Для того чтобы бороться с твердым осадком, необходимо не реже одного раза в год останавливать АЗС и чистить все емкости. Однако многие хозяева устаревших станций этого не делают. Это, если можно так сказать, естественные пути потери качества. Но там, где качество не гарантируется само по себе, усиливается соблазн допустить в реализацию умышленный контрафакт под лозунгом "один раз живем". Понятно, руководитель кустарного производства нефтепродуктов со своим товаром вряд ли придет договариваться о сбыте к руководству крупной сети АЗС. Все крупные участники розничного рынка уже привыкли не гнаться за сиюминутной выгодой и дорожат репутацией. Посему заведомо некачественный бензин пытается проникнуть в сбытовую сеть на более низком уровне. Его появление более вероятно на АЗС мелких компаний или в случае, если в сговор с производителем вступит персонально директор одной из "сетевых" АЗС. Впрочем, учитывая подобную опасность, крупные игроки давно создали отделы внутреннего контроля. ПТК, например, готово принять жалобы на обслуживание по собственной телефонной справочной службе и регулярно проводит внеплановые рейды. Neste же контролирует работу операторов при помощи камер наблюдения. Наука побеждать проблемы Понятно, что в периоды роста цен каждый из операторов выбирает собственную сбытовую политику. Кто-то избирает умышленный демпинг, ведь всегда есть соблазн увеличить общий оборот, "оттягивая" клиентов соседних АЗС. Но также под ажиотажный спрос на "дешевый" бензин активизируются продавцы контрафактного топлива. Тем более возрастает риск заправиться некачественным топливом на АЗС в Ленинградской области, где надзор госорганов более слаб. Если совместными стараниями чиновников и экологов этилированный бензин вытеснен на южные и восточные окраины страны, то прямогонный бензин (получающийся в процессе прямой перегонки нефти) продолжает оставаться верным источником доходов для недобросовестных дельцов. Как и нормальный бензин, "прямогонку" производят на НПЗ. Поскольку этот продукт является ценным сырьем для нефтехимии, то не производить его совсем - нельзя. Это бензин с октановым числом менее 65, который, в отличие от высокооктанового, не облагается акцизом. Он обходится оптовикам гораздо дешевле автомобильного, и, естественно, продавать на автозаправках его запрещено. Но умельцы-предприниматели на кустарных производствах легко обходят этот запрет. Октановое число прямогонного бензина (иногда и 76-го) повышается искусственно, с помощью различных добавок и присадок методом смешения (компаундирования). Это жидкие или порошковые составляющие - эфирные или железосодержащие. Марганецсодержащие и свинецсодержащие антидетонаторы в мегаполисах запрещены, но специалисты предупреждают, что иногда возможно появление в рознице партии и такого бензина. Некоторые присадки повышают октановое число лишь на небольшой период времени. Затем, например, железо выпадает в осадок, и автомобиль идет на 66-м бензине вместо 80-го или 92-го. И самое главное, распознать прямогонный бензин в момент продажи можно только с помощью специальной аппаратуры. На "вкус и цвет" он неотличим от настоящего, и его октановое число в точности соответствует норме. Непосредственно на бензоколонке "бадяжить" бензин технологически сложнее. Но только внешний и внутренний контроль за работниками, и опасность потерять длительное время зарабатываемую репутацию могут помешать этот контрафакт реализовывать. В рамках обсуждаемой проблемы еще стоит подчеркнуть, что пока не заблокированный, вступающий в силу 1 января печально известный Закон N110 за счет акцизов существенно поднимет себестоимость "нормальных" бензинов. На прямогонный же бензин этот закон вводит акциз с нулевой ставкой, а значит, доля прямогонного бензина на рынке будет только расти. И в связи со всем вышесказанным можно посоветовать только одно - заправляться у операторов, которые дорожат своим реноме. То есть у крупных и действующих на рынке достаточно долгое время компаний. Поскольку в существенной степени появление на рынке некачественного топлива провоцируется не всегда эффективными действующими законодательными актами, Au92.ru вернется к обсуждению этой темы в одной из ближайших статей.
Комментарии