Налоговики согласны, что регистрироваться у них не обязательно

На петербургском топливном рынке все прочнее укореняется мнение бойкотировать печально известный ФЗ N 110 в части получения свидетельств в налоговой инспекции. Тем более, сама процедура получения свидетельства по Закону не является обязательной. Тем не мене любые комментарии представителей налоговых структур представляют интерес. Поэтому www.Au92.ru публикует сокращенную стенограмму выступления начальника Управления косвенного налогообложения Управления министерства РФ по налогам и сборам Ленинградской области Нины Дмитриевой на конференции 'Актуальные вопросы лицензирования и налогообложения деятельности операторов топливного рынка в свете новых законодательных актов РФ'. Необходимость изменения уплаты акцизов и переноса налоговой нагрузки с производителя на организацию, которая непосредственно реализует нефтепродукты потребителю, возникла в связи с отменой налога на пользование автодорогами и налога на владельцев транспортных средств, которые являлись источниками образования дорожных фондов. В связи с этим предусмотрено, что акцизы, взимаемые с нефтепродуктов, являются источником образования специальных дорожных фондов и должны быть равномерно распределены по территории РФ, чтобы все субъекты имели источники финансирования. Все это, конечно, было бы справедливо. Те изменения, которые внесены Законом N 110 в Статью 22 Налогового Кодекса, вводятся в действие с 1 января 2003 года. Эти изменения предусматривают, что плательщиками акцизов на нефтепродукты являются предприятия, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Кроме того, плательщиками акцизов также будут выступать предприятия-изготовители нефтепродуктов из давальческого сырья в случае, если владелец этого сырья не имеет такого свидетельства. То есть плательщиками акцизов у нас теперь могут быть предприятия-производители, оптовые организации, либо розничные организации в зависимости от того, имеют ли эти организации свидетельства, или нет. А будут они иметь свидетельство или нет, зависит от них самих. Если участник рынка отказывается от получения свидетельства, значит, работает в несколько другом налоговом режиме. Если свидетельство получит только производитель, а затем этот производитель передает нефтепродукты в оптовую организацию, и оптовая организация, не имея свидетельства, дальше передает нефтепродукты в также не имеющую свидетельства розничную организацию, то практически наступает ситуация, которую мы имеем и сейчас. Только у нашего налогоплательщика несколько меняется методика исчисления налога, так как закон предусматривает, что объектом обложения является получение нефтепродуктов (к получению нефтепродуктов относится их приобретение, получение давальческого сырья и оприходование нефтепродуктов производителем). Итак, если производитель оприходывает нефтепродукты, то он в момент приходования должен исчислить акциз по установленным ставкам с объемов произведенной продукции. А за тем, производя отпуск этих нефтепродуктов оптовой организации, он имеет право вычета акциза в том случае, если реализовал эти нефтепродукты другой организации, имеющей свидетельство. Но в нашем случае право вычета теряется, производитель исчислит акциз, и по окончании отчетного периода (отчетным периодом является месяц) 25 числа месяца, следующего за отчетным, он должен уплатить исчисленный с произведенных нефтепродуктов налог и представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Все остальные приобретатели данных нефтепродуктов будут их получать с акцизом, как это делали и раньше. Рассмотрим вариант, если свидетельство на право совершения операций с нефтепродуктами получит и производитель, и оптовая организация, а розничная организация свидетельства не получила. Производитель, оприходовав нефтепродукты, исчислит акциз. По тому объему нефтепродуктов, на который производитель исчислил акциз с оприходованных нефтепродуктов, он вычтет сумму акциза. И счет-фактуры оптовику выставит без акциза. Практически у производителя акциз обнулится, никаких затрат с уплатой акциза в бюджет он не понесет, но при этом он как обычно должен сдать в инспекцию за истекший месяц налоговую декларацию 25-го числа следующего за отчетным месяца. А если у него кроме того был отпуск продукции реализации, не имеющей свидетельство, здесь у него, конечно, будет и уплата акциза. Имеющая свидетельство оптовая организация получившая продукцию без акциза на момент оприходования этих нефтепродуктов в том месяце, в котором оприходовала, (для всех звеньев отчетным периодом тоже является месяц) должна исчислить акциз по оприходованным нефтепродуктам и посмотреть, кому далее эти продукты реализовала. И поскольку в обсуждаемом варианте у розницы свидетельство отсутствует, то оптовик теряет право на вычет акциза, начисленного при приобретении нефтепродуктов. Розничной организации счет-фактуры будет выписан уже с акцизом. И следующий вариант, когда свидетельства есть у всей цепочки. У производителя налог обнулится, но он обязан подать 25-го числа декларацию. У оптовой базы в месяце оприходования нефтепродуктов должен быть исчислен акциз и принят к вычету налог, приходящийся на реализованные нефтепродукты, имеющему свидетельство лицу. Тем не менее база должна подать декларацию. Срок представления для оптовых организаций несколько другой - 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным. И последнее звено - розница. Здесь при получении нефтепродуктов должны исчислить акциз, и перечислить в бюджет в установленные сроки - 10-го числа месяца, следующего за отчетным. И таким образом практически налоговое бремя с производителя перенесено на конечного потребителя. В случае, если в цепочке, (которая может состоять не из трех, а из гораздо большего числа участников) есть 'промежеточные' участники без свидетельств, начисление акциза происходит на каждом из таких 'перерывов'. То есть при движении по такой цепи конечная цена нефтепродуктов может содержать и двойной, и тройной размер акциза. Выписка счетов-фактуры с акцизом должна осуществляться только тогда, когда товар движется от лица, имеющего свидетельство, к лицу, не имеющему свидетельства, это должны все уяснить. Чтобы получить вычет налога при реализации нефтепродуктов в налоговой инспекции любое (имеющее свидетельство) звено должно туда представить вместе с декларацией по акцизам копию договора с также имеющим свидетельство покупателем нефтепродуктов, копии товаро-транспортных документов и копии счетов-фактур. Причем эти копии должны иметь отметки налоговой инспекции, что они все учтены при составлении декларации. Налоговый инспектор познакомится с этими счетами-фактуры должен в момент, когда покупатель их принесет вместе со своей декларацией. Налоговая инспекция обязана заверить эти счета в пятидневный срок со дня представления декларации. И если произойдет досрочное представление декларации, мы в Ленобласти будем этот пятидневный срок все равно соблюдать. Может быть, в других субъектах федерации районные инспекции ориентированы иначе. Конечно, проблемы с получением заверенных счетов-фактуры не той инспекцией, где находится налогоплательщик, а по месту нахождения покупателя не избежны. Проблемы именно во времени. Получается, что где-то на месяц, хотим мы или не хотим, будет оттянуто предъявление. Акцизы за структурные подразделения разветвленной компании должна уплачивать головная организация по месту нахождения структурного подразделения. И приходящуюся на эти обороты декларацию подавать в инспекцию по месту нахождения подразделения. Порядок же функционирования налоговых постов определяет Министерство по налогам и сборам, и пока этот порядок не разработан. Но, слава Богу, в законе есть оговорка, что их размещение производится по решению налогового органа. Почему я с такой оговоркой говорю о наличии этих постов, потому что налоговые органы, конечно, ограничены в возможностях их создания. И без того на них сейчас легла перерегистрация ранее зарегистрированных юридических лиц (без увеличения штата). Конечно, бремя очень тяжелое, и в силу большой загруженности еще и выделять сотрудников на создание этих постов сложно. Но, посмотрим, какой порядок разработает министерство.
Комментарии