До Нового года еще далеко, а правительство уже начало одаривать нас подарочками. Хотя очень сомнительный из Касьянова Дед Мороз
получается.
АЗС без свидетельства - не АЗС
С 1 января 2003 года вступает в силу федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса России и некоторые другие акты законодательства России". Документ со столь многословным названием предусматривает новую систему сбора
акцизов на нефтепродукты. И несовершенства закона могут, по мнению экспертов, спровоцировать значительное повышение цен на бензин.
Например, член совета директоров Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает: цена за литр 92-го бензина уже в начале следующего года может достигнуть 17 рублей.
С указанной даты каждый продавец нефтепродуктов будет обязан иметь специальное свидетельство, выданное налоговыми органами.
Правда, получить такую бумагу смогут лишь компании, владеющие на правах собственности мощностями по производству, хранению и реализации нефтепродуктов. На московском рынке компаний, которые не имеют материальных активов в собственности, а владеют ими на
условиях аренды, лизинга и прочих договоров, - больше половины. Они получить нужное свидетельство не смогут и соответственно с бензинового рынка уйдут. К чему это приведет, догадаться несложно: на рынке существенно уменьшится конкуренция, а оставшиеся торговцы
бензином смогут диктовать свои цены на топливо. Дальше - сами понимаете...
Ждите 14 рублей за литр
Но даже не это самое главное. Новая система взимания акцизов предполагает увеличение самой его ставки на 45%. По расчетам РТС, при сохранении нынешних цен на бензин, но со сбором акцизов "по-новому" доходность АЗС составит 2,2% (сегодня - 9,8%). Так что даже при
идеальной работе "королев бензоколонок" неизбежно повышение цен на 10-15%, при сбоях в системе - на 40-45% (более 14 руб. за литр А-92).
Налоговики не отрицают, что цены на нефтепродукты вырастут. Впрочем, с новыми акцизами они это не связывают. Мол, в этом году ставки не изменялись, а цены все равно ползут вверх. По словам руководителя департамента налоговой политики МНС Татьяны Карасевой, с начала
года отпускная цена одного литра А-92 в среднем увеличилась на 25%. И, как считают в МНС, этот рост связан исключительно с конкурентной борьбой крупных нефтяных компаний с независимыми участниками рынка. Впрочем, в правительстве любят объяснять очевидное
невероятным.
Альтернатива бензину - бутан и метан
Если "кормить" железного коня станет слишком накладно, а обходиться без него по-прежнему неудобно, есть выход. Например, переоборудовать автомобиль под другие виды топлива.
Дизель, диметиловый эфир, пропан-бутан и метан - их применение не только дешевле, но и безвреднее с экологической точки зрения. Эти виды топлива позволяют уменьшить вредные выбросы в атмосферу на 30-70% по сравнению с обычными жидкими моторными топливами.
Сегодня в Москве около 2,3 млн. автомобилей, которые потребляют в год 4 млн. т бензина и дизтоплива, выбрасывая в атмосферу более 1 млрд. т вредных веществ. Существует специальная программа, разработанная московскими властями, по использованию
альтернативных, более чистых видов моторного топлива. Часть автобусов и грузовиков уже работает на новых нейтрализаторах.
Вот только захотят ли водители-частники оснащать свои авто дополнительными сооружениями, а багажник занимать баллоном с газом? Тем более что альтернативные бензину виды топлива наверняка появятся на каждой АЗС еще не скоро.
Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза: "Как минимум цена бензина увеличится в следующем году на 1-1,2 рубля. Хотя не исключены и другие варианты. Все будет зависеть от того, как заработает схема, придуманная налоговиками
совместно с нефтяными компаниями. Если налоговые органы обеспечат работу этой схемы без сбоев, то рост цен на бензин ограничится 10-15%. Если нет, то предсказать, какие цены нас ожидают, практически невозможно.
Компании, имеющие в собственности объекты по переработке, хранению или реализации нефтепродуктов, не получат новые свидетельства, которые будут выдавать налоговики, и не будут участвовать в цепочке зачета акцизов. В Москве много таких владельцев АЗС, которые не смогут получить свидетельство. И сложно сказать, какие у них сложатся отношения с поставщиками топлива. А отсюда возможен еще больший рост цен".
Комментарии