Конфереция

Экс-генеральный директор ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" Николай Куликов: "Пока я - безработный"

Сообщения о том, что 28 августа в Москве произошли крупные кадровые перестановки в компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" ("ЛАТ"), вызвали волну слухов не только в столичных финансовых кругах и питерском бизнес-сообществе, но и в Мурманске. Пост генерального директора "ЛАТ" оставил Николай Куликов, который не только руководил компанией больше семи лет, но и являлся председателем совета директоров Мурманского морского пароходства (ММП) - одной из крупнейших компаний Северо-Западного региона. Почти два месяца Николай Куликов предпочел не отвечать на обвинения, звучавшие в его адрес. Он держал "информационную паузу", отказываясь комментировать федеральным СМИ любые упреки в свой адрес. Лишь в конце октября Николай Владимирович рассказал о том, что на самом деле стоит за его увольнением. Николай Куликов родился в октябре 1960 года в Новороссийске. Потомственный моряк, отец был капитаном танкеров в Арктике. В 1984 году окончил судоводительский факультет Новороссийского Высшего инженерного морского училища. Защитился блестяще, представив диплом на английском языке. В соответствии со своим желанием был распределен на Север. Морскую биографию начал в Мурманском морском пароходстве в должности 4-го помощника капитана теплохода "Дмитрий Донской". Имеет почти десять лет мореходного стажа. Возглавлял комсомольскую организацию пароходства. В 1995 году получил второе высшее образование - окончил Академию международного бизнеса (Москва). В 1994 году вместе с единомышленниками из Мурманского морского пароходства и корпорации "ЛУКОЙЛ" создал компанию ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", став ее руководителем. Кандидат технических наук. Мастер спорта по борьбе самбо, имеет "черный пояс" по карате, отлично стреляет. - Николай Владимирович, давайте начнем с самого начала. Какую должность вы сейчас занимаете? - Пока официально я числюсь безработным. - Но вы же являетесь председателем совета директоров Мурманского морского пароходства? - Сейчас нет. Совет директоров Мурманского морского пароходства возглавляет первый заместитель министра транспорта - Вячеслав Рукша. - После скандального увольнения с поста генерального директора "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера" в ваш адрес звучали самые разные обвинения. В газетах сообщалось, что вы не хотели отдавать новому директору финансовые документы компании. Вас также обвиняли в перекачке активов "ЛАТ" в дружественные лично вам финансовые структуры... - Давайте разберемся по порядку. 28 августа нынешнего года около 16 часов в московский офис компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" позвонил вице-президент "ЛУКОЙЛа" господин Барков и сообщил мне, что президент нефтяной компании Вагит Алекперов больше не хочет со мной работать. Нужно отметить, что на тот момент компания "ЛУКОЙЛ" владела 100 процентами акций компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер". Но для полного понимания вопроса я считаю необходимым заострить внимание на одном факте. В 2001 году я принял предложение о назначении на должность генерального директора компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", со мной был оформлен трудовой контракт сроком на пять лет. После чего со стороны "ЛУКОЙЛа" поступило предложение продать 40% акций компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер". Я продал их по номинальной стоимости, что составляло 40 тысяч рублей (реальная стоимость этого пакета составляла на тот момент несколько десятков миллионов долларов. - ред.). Из них 20% принадлежали Мурманскому морскому пароходству и 20% - лично мне. Позже неожиданно выясняется, что по прошествии некоторого времени со мной не желают работать. То есть, сначала акции за бесценок купили, а потом вдруг разговаривать не хотят. - Получается, что господин Алекперов вас попросту "кинул"? - Получается, что так. - А в чем вы видите причину резко изменившегося отношения к вам со стороны руководства "ЛУКОЙЛа"? - На мой взгляд, причина в том, что некоторые бездарные люди, в том числе и бывшие выходцы из Мурманского морского пароходства, не сумев организовать свой бизнес, решили снять меня с должности, сфабриковав лживые доносы и не до конца представляя себе ситуацию. - В вас увидели конкурента? - Возможно, это так. - В свое время было много шума вокруг финансовых документов компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", которые вы, якобы, не хотели отдавать вновь назначенному генеральному директору. Пожалуйста, расскажите подробности? - На 29 августа у меня была запланирована командировка, поэтому утром я вылетел по делам компании. Когда приземлился, мне сообщили, что подписано решение Совета директоров о моем снятии с должности с 28 августа. Я написал заявление об увольнении по собственному желанию с 29 августа. Обычно при увольнении работодатель дает время руководителю на передачу дел. Мне его не предоставили, да ещё и уволили задним числом. Вечером 29 августа я сообщил коллективу о принятом на Совете директоров решении и попрощался с людьми. - Как коллеги отреагировали на ваше увольнение? - 97 процентов коллектива тоже написали заявления об увольнении из компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер". - Наверняка, такой демарш не вызвал радости у компании "ЛУКОЙЛ"? - Думаю, что да. Именно поэтому все дальнейшие события могу назвать грубой инсценировкой со стороны компании "ЛУКОЙЛ". Судите сами... 30 августа я пришел в офис, чтобы все-таки начать процесс передачи дел. Через некоторое время мне позвонил господин Барков и сообщил о том, что готов забрать документы. Но спустя какое-то время до меня дошла информация о том, что я как будто бы не хочу с ними расставаться, и в "ЛУКОЙЛе" по этому поводу очень тревожатся. Затем раздался звонок от начальника службы безопасности "ЛУКОЙЛа" господина Изотова. Станислав Петрович пообещал, что в 17 часов приедут люди и заберут документы. Все бумаги были готовы, нужно было лишь приехать за ними и забрать. Около пяти часов вечера к офису компании подъехал автобус, из которого выскочили неизвестные люди - человек 15, и потребовали вынести им документы. Мы готовы были предоставить им все бумаги, но они неожиданно заявили, что пока не готовы забрать их. - Несколько странная передача дел... - Мы предложили им забрать хотя бы печати и коды от банковских счетов. Но у нас ничего забирать не стали. Вместе с тем, мы уже имели информацию о том, что "ЛУКОЙЛ" крайне заинтересован в том, чтобы меня дискредитировать. В какой-то момент мы даже думали, что к нам в офис нагрянет ОМОН. - А для этого были основания? - Основания были созданы искусственно. Замечу, что никто документы не выбрасывал. - Но все газеты сообщили о том, что из офиса компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" пропали все финансовые документы... - А кто вообще сказал, что документы находились в московском офисе? Ведь наша компания официально зарегистрирована в Санкт-Петербурге. И в "ЛУКОЙЛе" не могли этого не знать. Все финансовые документы компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" находились по месту ее официальной регистрации, поэтому устроенный скандал я могу расценивать лишь как провокацию со стороны "ЛУКОЙЛа". Кстати, в Санкт-Петербурге господа из "ЛУКОЙЛа" появились лишь спустя две недели. Спрашивается, если вам так нужны были финансовые документы, почему вы сразу не пришли в питерский офис за ними? Зачем нужен был этот скандал? - 6 сентября "ЛУКОЙЛ" обратился в МВД с просьбой проверить, как активы Мурманского морского пароходства и компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" перекачивались в компании, близкие к Николаю Куликову... - У меня есть соответствующие копии документов, подписанных президентом компании "ЛУКОЙЛ" Алекперовым и вице-президентом Барковым о том, что все финансовые операции, которые проходили в Мурманском морском пароходстве и компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", были проведены в соответствии с действующим федеральным законодательством. Я считаю, что господам из "ЛУКОЙЛа" нужно более внимательно посмотреть свои документы, после чего отпадет необходимость предъявлять необоснованные обвинения задним числом. Кстати, конверт с официальным решением о своем увольнении я получил из "ЛУКОЙЛа" также спустя две недели. На этом конверте стоял штемпель "ЛУКОЙЛа" о том, что письмо мне было направлено 28 августа. Но на самом деле по почте оно не доставлялось. Это грубая фальшивка. На самом деле, в таких фальшивых мелочах видно истинное лицо "ЛУКОЙЛа". - Что сейчас представляет собой покинутая вами компания "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер"? - Я не могу рассуждать о чужом бизнесе. - А кому сейчас принадлежат танкеры, которые строил "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер"? - Насколько мне известно, все танкеры принадлежат "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкеру", шесть из которых находятся сейчас в бербоут-чартере у Мурманского морского пароходства. - Могут ли структуры "ЛУКОЙЛа" предъявить требования вернуть им эти танкеры? - По действующему договору, Мурманское морское пароходство должно быть за год предупреждено о том, что договор бербоут-чартера расторгается. Ведь на этих судах работают люди, которые зарплату получают, свои семьи кормят. Однако, просчитывая возможную ситуацию, мы стали строить программу экономической независимости Мурманского морского пароходства. - На чем она основана? - Это программа по переоборудованию балкеров, имеющихся в составе флота ММП. Причем эта программа экономически выгоднее, чем программа по строительству новых судов. - Николай Владимирович, некоторые средства массовой информации Мурманской области в последнее время активно "сватают" вас на должность губернатора Мурманской области. Вы не думали о том, чтобы уйти в политику? - Нет. На прошлых выборах губернатора Мурманской области я поддерживал кандидатуру Юрия Евдокимова. Готов поддержать его и на предстоящих выборах. В то же время, хотелось бы отметить, что действующий губернатор Мурманской области достаточно сильная фигура, и, по моему мнению, он в состоянии самостоятельно добиться успеха.
Комментарии