В ТУ МАП по Санкт-Петербургу и Ленобласти прошел семинар, посвященный порядку реализации положений @msg@vttfcwo@ . Вел данный семинар начальник юридического отдела ТУ МАП Валерий Илларионов, и в целом он оценил поправки к закону, как усиливающие роль МАП.
Кто главнее
В новой редакции Закона с первой же статьи бросается в глаза существенное расширение полномочий антимонопольных органов. Теперь отдельным пунктом в законе прописано, что МАП предупреждает и пресекает "ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями". Другими словами одной из главных целей новой редакции является значительное расширение полномочий МАП в вопросах взаимоотношения, как с исполнительной, так и с законодательной ветвями власти.
Причем, в Статье 7 расширен перечень субъектов правонарушений. Если ранее контролю со стороны МАПа подлежали органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, то по новому порядку к подконтрольной сфере относятся органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные, наделенные функциями или правами указанных органов власти, органы или организации. А, кроме того, дополнительно подчеркивается, что "Запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций".
Преследуется любой сговор
Следующее немаловажное новшество - изменено понятие "монопольно высокая цена". В новой редакции приводится следующая формулировка: "монопольно высокая цена - цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует, либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции". По оценке Валерия Илларионова, новая формулировка термина более здравая и толковая. Однако, с этим можно поспорить, поскольку, если ранее перечень необоснованных затрат был расшифрован и конечен, то теперь этого нет. Более того, четко не описана методика, как может антимонопольный орган определить прибыль, которую мог бы получить хозяйствующий субъект в сопоставимых условиях или условиях рыночной конкуренции. И самое главное, теперь необязательно осуществлять действия по компенсации затрат или получению прибыли. Для того, чтобы попасть в зону ответственности МАП, достаточно иметь возможность для совершения таких действий. А это равносильно тому, что вас могут арестовать не за то, что вы совершили противоправные действия, а за то, что у вас есть для этого возможность, скажем, нож на кухне.
Аналогично статья 5 дополнена словом "бездействие", в результате чего "Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия:". То есть, если одна организация ну никак не хочет работать с другой организацией, например, по причине несогласованности условий, что очень часто встречается при поставках продукции гос. предприятиям, первая также попадает под пристальное внимание МАП.
Еще из наиболее важных новшеств названа отмена в Статье 6 количественного критерия в 35%, определявшего минимальную рыночную долю участников картельного соглашения. И отныне ликвидации подлежит любой картельный сговор, не зависимо от доли рынка, принадлежащего его участникам. Правда, на обсуждении сотрудниками ТУ МАП высказывалось опасение, что при реализации этого положения можно "скатиться до пресечения сговора между булочными".
Кстати, о конкурсах
В Статье 9 изложены антимонопольные требования к проведению конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. "При проведении конкурса не допускается: создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников конкурса; участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц; осуществление организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников; необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе". А пункт 2 этой статьи указывает возможные последствия нарушения этих норм: "Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом конкурса недействительным". Впрочем данная статья лишь закрепляет уже сложившуюся практику проведения конкурсов.
Новый закон дает новое оружие
Также интересны нововведения в Статье 12, определяющей полномочия антимонопольного органа. В частности, там говорится, что он уполномочен "проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах) проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах". И если вопрос проверок вызвал среди самих сотрудников ТУ МАП оживленный спор хотя бы в силу того, что ТУ МАП не обладает соответствующим штатом, то в обязанность всех сторон (включая и госорганы) предоставлять в МАП официально запрашиваемую информацию участники обсуждения встретили единогласным одобрением. Предоставлявшихся им ранее юридических инструментов, очевидно, было не достаточно.
Тенденция, однако
После летных каникул Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства демонстрирует резкое усиление собственных позиций. В конце октября МАП фактически выиграл противостояние с ФКЦБ в принятии поправок к Закону "О рынке ценных бумаг". Президент довольно жестко отправил Закон на доработку, тем самым оставив регулирование срочного рынка за МАП.
А с вступлением в силу данного закона Антимонопольные органы расширяют круг полномочий еще больше. Даже несмотря на изменение формулировок дающих большие права, тенденция вытекает из формулировки Цели закона "Настоящий Закон направлен на обеспечение единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков". Существенная разница со старой формулировкой и более чем нескромно по отношению к другим министерствам, в частности, Минэкономразвития. Примечательна и еще одна деталь, характеризующая размах МАП. Если раньше данный закон основывался на Указах Президента, то теперь соответствующие Указы Президента должны основываться на Законе. А в случае, если они противоречат друг другу, то действует Закон.
Следует учитывать, что, как неоднократно отмечала на семинаре заместитель начальника ТУ МАП Ирина Соколова, данные разъяснения носят внутренний характер, и не имеют юридической силы, с чем лично нам сложно согласиться, поскольку это все же Федеральный закон. Сотрудники ТУ МАП ожидают от своего руководства дополнительных нормативных актов.
Всегда на страже
Насколько выявленная тенденция скажется на топливном рынке, пока определить трудно. Однако, МАП достаточно пристально следило за данным рынком и прежде. Так, на прошедшей на предыдущей неделе конференции "Актуальные вопросы лицензирования и налогообложения деятельности операторов топливного рынка в свете новых законодательных актов РФ", заместитель руководителя ТУ МАП Юрий Матицын сообщил, что их организация проводит еженедельный мониторинг розничных цен на бензин. С 1994 года ТУ МАП в данной сфере возбуждено 9 дел против органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности. Также МАП предполагает продолжать пристально следить за процессом лицензирования участников топливного рынка, поскольку в новом законе "многие положения довольно размыты и вряд ли стоит позволять чиновникам на местах самостоятельно трактовать те, или иные положения закона". Юрий Матицын предложил всем участникам конференции в связанных с лицензированием спорных случаях обращаться в ТУ МАП.
Комментарии