Конфереция

Всем заправляет мэрия. Столичные власти пытаются избежать топливного кризиса

Обсуждая на прошлой неделе постановление о "совершенствовании системы нефтепродуктообеспечения автотранспорта в Москве", мэр Юрий Лужков высказал недовольство экспансией в Москву "олигархических структур", плохим качеством топлива и непроработанной системой размещения заправок. Мэрию беспокоит и прозрачность финансовой отчетности автозаправок. Тем более что теперь от благополучия АЗС будет напрямую зависеть дорожный фонд Москвы - акцизы на топливо станут одной из его важных составляющих. Автомобилистам же опять советуют готовиться к повышению цен на топливо. Сейчас в Москве работают 790 автозаправочных станций. 126 из них - ведомственные - в автобусных парках и крупных автохозяйствах. Остальные находятся, что называется, в широком доступе. Через эту сеть в баки 2,4 млн. столичных автомобилей разливается 3 млн. тонн топлива. В минувший вторник на заседании столичного правительства представитель "Москомархитектуры" сообщил, что "в работе" находятся проекты 150 заправок. Но там считают, что к 2010 году в Москве должно быть максимально 1000 АЗС. А прирост должен идти за счет постройки заправок в периферийных районах и на новых городских трассах. Сейчас на топливном рынке Москвы царит конкурентная идиллия - несмотря на разразившийся скандал с "Сибнефтью" за контроль над Московским НПЗ, ни одна из крупных нефтяных компаний не контролирует больше 15% розничных продаж топлива. К тому же более трети рынка принадлежит независимым заправщикам. Поэтому никто не может диктовать потребителю условия, что, по мнению специалистов, является залогом стабильности. - Цены на топливо у нас даже ниже, чем в некоторых регионах страны, - считает замначальника управления транспорта и связи правительства Москвы Валерий Антифеев. - Несмотря на то что в Москве более обеспеченный покупатель и на другие товары цены порой выше, чем в других регионах. Но, с моей точки зрения, с января цены обязательно поднимутся. На высокооктановые бензины акцизы увеличиваются примерно на 45%. Это автоматически даст повышение цены на рубль. При повышении цен всегда растет и доля некачественного бензина. Несмотря на регулярные проверки, на АЗС продолжает попадать "прямогонный бензин" (сырье для химической промышленности), который, по выражению Лужкова, для автомобилей то же самое, "что для людей - паленая водка". В этом году 10% проверок на АЗС выявили некачественный бензин. Почти четверть - 24% отобранных проб солярки - также оказались недостойны баков столичных автомобилей. Но в Московской топливной ассоциации (МТА) такие результаты объясняют жесткостью городских требований по содержанию серы в дизельном топливе. - По московским нормам содержание серы в дизтопливе не должно превышать 0,05%, общероссийский стандарт - 0,2 %, - говорит исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко. - Московский нефтеперерабатывающий завод, хоть и строился изначально для переработки сернистой татарской нефти, иногда не дотягивает до нужного показателя из-за технологически отсталого оборудования. А 10% некачественного бензина - тоже не всегда фокусы с прямогонкой. В основном плохое топливо попадает на заправки после сбоев на нефтеперерабатывающих заводах. Московского мэра такая ситуация все равно не устраивает. - Почему не закрыты негодяйствующие заправки? Нужно уточнить географию целей, и пусть контролирующие органы работают, - возмутился Лужков. - Мы закрыли уже 78 мелкооптовых рынков и будем продолжать эту работу. Такие же меры нужно принимать и к заправщикам, которые не платят налоги или торгуют некачественным топливом. По данным Министерства по налогам и сборам, в следующем году заправки должны заплатить 5,5 млрд. рублей акцизов, которые пойдут в дорожный фонд города. Но это теоретически, при стопроцентной собираемости налога. На практике же картина может быть иной, поскольку теперь платить налог будет АЗС, а не перерабатывающие заводы. Контролировать 800 плательщиков или одного (Московский НПЗ) - большая разница. Расставив акценты, Юрий Лужков отправил проект на глобальную доработку. Пока система нефтепотребления в Москве будет совершенствоваться, стоимость топлива на заправках возрастет. По самым пессимистичным прогнозам, цена на 92-й бензин может вырасти до 14-15 руб. уже к весне. Удержать цены на прежнем уровне сегодня под силу только крупным нефтяным компаниям. Но тогда независимые заправки, получающие бензин по цепочке, будут вынуждены уйти с рынка, уступив свою долю заправкам нефтяных гигантов. Чего не хотелось бы столичным властям, которые всегда старались сохранить выгодный для города баланс на нефтяном рынке.
Комментарии