Второе пришествие питерской "вмененки"

На исходе октября депутаты ЗакСа всерьез занялись ключевыми проблемами петербургского малого бизнеса. Сначала городские парламентарии основательно подлатали механизм "упрощенки" (об этой работе подробно рассказывалось в предыдущем выпуске "ПЧП"), а затем приняли в первом чтении законопроект "О введении на территории Санкт-Петербурга единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности". Действующий в течение почти двух лет первый вариант питерской "вмененки" из-за непрерывных новаций Налогового кодекса РФ безнадежно устареет с 1 января 2003 года. Для ее плательщиков это чревато автоматическим переходом на общий режим налогообложения, который предусматривает взимание таких малоприятных податей, как налог на прибыль, на имущество, НДС, налог с продаж, единый социальный налог. Поэтому обновленный региональной закон необходимо ввести в действие до нового года. В отличие от прежней схемы "вмененки", при которой размер и другие составляющие формул расчета единого налога (в частности, базовая доходность по видам деятельности и ее повышающие или понижающие коэффициенты), а также порядок и сроки уплаты его устанавливались законом субъекта РФ, новая система детально прописана в 26-й главе НК и не оставляет регионам больших возможностей для маневра. Здесь установлен размер базовой доходности каждого вида предпринимательства на единицу характеризующего его показателя (на одного работника, на каждый квадратный метр торговой площади или на каждое торговое место, на один автомобиль, используемый для перевозок пассажиров и грузов). В этой же главе указано, что единый налог в размере 15% вмененного дохода вводится в действие региональным законом. Регионы, впрочем, вольны (но в пределах установленного Налоговым кодексом перечня) определять те виды предпринимательской деятельности, на которые распространятся блага "вмененки". Имеет смысл перечислить избранников петербургских законодателей. Розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 кв. м, палатки, лотки и другие объекты (в том числе не имеющие стационарной торговой площади). Услуги общепита при использовании зала площадью, не превышающей 70 кв. м. Автотранспортная перевозка пассажиров и грузов организациями и предпринимателями, имеющими в своем распоряжении не более 20 автомобилей. Услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспортных средств. Бытовой сервис, в том числе ремонт обуви и изделий из меха, металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий, ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники, услуги прачечных, химчисток и фотоателье, парикмахерские услуги, изготовление и ремонт мебели, ремонт жилых помещений, услуги бань и душевых, услуги по прокату (за исключением проката автомобилей), ритуальные и обрядовые услуги. Автор законопроекта председатель депутатского Комитета по законодательству Виталий Калинин предложил установить пока для всех категорий плательщиков новой петербургской "вмененки" максимально возможный коэффициент базовой доходности (K2=1). Драконовскую меру он объясняет отсутствием необходимых расчетов экономически обоснованных значений этого коэффициента. Поэтому не исключено, что в обозримом будущем для некоторых из пяти избранных видов предпринимательской деятельности коэффициент K2 при наличии "уважительных причин" все-таки будет скорректирован - в диапазоне от 1 до 0,1.
Комментарии