Принимая решение от 28.03.02 г. N ГКПИ 2001-1482 о признании
незаконным (недействительным) постановления Правительства Российской
Федерации от 28.08.92 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения
платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред.
от 14.06.01 г. N 463), Верховный суд Российской Федерации ссылается на
положения ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 17, 8
Налогового кодекса Российской Федерации. Эти ссылки юридически
убедительны лишь в том случае, если указанная плата является налогом.
В соответствии со ст. 8 "Понятие налога и сбора" НК РФ под
налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения,
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований.
Как известно, "отчуждение" юридически является переходом права
собственности на какое-либо имущество (денежные средства) от одного
юридического или физического лица к другому. В данном случае
применение понятия "отчуждение" юридически неправомерно, так как
государство не "отчуждает" экологические ресурсы (часть их) и не
нуждается в переходе прав на них к нему, являясь их собственником, а
продает ресурсы по установленной цене (плате) производителям. Это
подтверждают и положения ст. 253, 254 и 264 НК РФ.
Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ платежи за предельно
допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и
другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, а в
соответствии со ст. 253 НК РФ - к расходам, связанным с производством
и реализацией, и включаются на основании ст. 252 НК РФ в расходы, на
которые налогоплательщик уменьшает полученные доходы.
Статья 264 НК РФ относит суммы налогов и сборов, начисленных в
установленном законодательством Российской Федерации порядке, к прочим
расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Таким образом, учет платежей за загрязнение и налогов ведется в
соответствии с НК РФ раздельно.
То, что расходы - плата за загрязнение при сверхнормативных
выбросах - не учитываются при определении налоговой базы в целях
налогообложения в соответствии со ст. 270 НК РФ, еще раз подтверждает,
что указанные платежи являются по существу отсроченной платой
производителей государству за экологические ресурсы.
Указанную трактовку статей НК РФ подтверждает и тот факт, что
платежи за загрязнение окружающей среды - как нормативные, так и
сверхнормативные - это форма оплаты товара, которым являются
экологические ресурсы, с определенной отсрочкой платежа (по факту
отгрузки, предоставления услуг в рамках отчетных периодов), а не налог
(отчуждение с переходом права собственности).
В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия устанавливалась не налоговая
база, а полная оплата экологических ресурсов, вовлеченных в
производство, косвенными показателями которых являются объемы
выбросов, сбросов, размещения отходов.
Понятие экологического налога является совершенно иной формой
реализации положений природоохранного законодательства Российской
Федерации и ни в экономическом, ни в юридическом плане не связано с
платой за загрязнение природной среды (использование экологических
ресурсов).
Необходимо отметить, что экологический налог в соответствии со
ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам. Но расшифровка его в
части второй НК РФ отсутствует. В ст. 247-264 речь идет о плате за
загрязнение, а это подтверждает еще раз, что понятия "плата" и "налог"
не идентичны.
Необходимо отметить, что в случае введения в действие только
экологического налога и отмены платы за загрязнение организации
получат дополнительные необоснованные льготы (экологический налог по
своей природе - это компенсация организациями части использованных
экологических ресурсов), оплачиваемые другими налогоплательщиками.
В. КОСТКО.
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Комментарии