Конфереция

Плата за загрязнение окружающей природной среды

Принимая решение от 28.03.02 г. N ГКПИ 2001-1482 о признании незаконным (недействительным) постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред. от 14.06.01 г. N 463), Верховный суд Российской Федерации ссылается на положения ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 17, 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Эти ссылки юридически убедительны лишь в том случае, если указанная плата является налогом. В соответствии со ст. 8 "Понятие налога и сбора" НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Как известно, "отчуждение" юридически является переходом права собственности на какое-либо имущество (денежные средства) от одного юридического или физического лица к другому. В данном случае применение понятия "отчуждение" юридически неправомерно, так как государство не "отчуждает" экологические ресурсы (часть их) и не нуждается в переходе прав на них к нему, являясь их собственником, а продает ресурсы по установленной цене (плате) производителям. Это подтверждают и положения ст. 253, 254 и 264 НК РФ. Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, а в соответствии со ст. 253 НК РФ - к расходам, связанным с производством и реализацией, и включаются на основании ст. 252 НК РФ в расходы, на которые налогоплательщик уменьшает полученные доходы. Статья 264 НК РФ относит суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Таким образом, учет платежей за загрязнение и налогов ведется в соответствии с НК РФ раздельно. То, что расходы - плата за загрязнение при сверхнормативных выбросах - не учитываются при определении налоговой базы в целях налогообложения в соответствии со ст. 270 НК РФ, еще раз подтверждает, что указанные платежи являются по существу отсроченной платой производителей государству за экологические ресурсы. Указанную трактовку статей НК РФ подтверждает и тот факт, что платежи за загрязнение окружающей среды - как нормативные, так и сверхнормативные - это форма оплаты товара, которым являются экологические ресурсы, с определенной отсрочкой платежа (по факту отгрузки, предоставления услуг в рамках отчетных периодов), а не налог (отчуждение с переходом права собственности). В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия устанавливалась не налоговая база, а полная оплата экологических ресурсов, вовлеченных в производство, косвенными показателями которых являются объемы выбросов, сбросов, размещения отходов. Понятие экологического налога является совершенно иной формой реализации положений природоохранного законодательства Российской Федерации и ни в экономическом, ни в юридическом плане не связано с платой за загрязнение природной среды (использование экологических ресурсов). Необходимо отметить, что экологический налог в соответствии со ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам. Но расшифровка его в части второй НК РФ отсутствует. В ст. 247-264 речь идет о плате за загрязнение, а это подтверждает еще раз, что понятия "плата" и "налог" не идентичны. Необходимо отметить, что в случае введения в действие только экологического налога и отмены платы за загрязнение организации получат дополнительные необоснованные льготы (экологический налог по своей природе - это компенсация организациями части использованных экологических ресурсов), оплачиваемые другими налогоплательщиками. В. КОСТКО. Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Комментарии