Топливному рынку Москвы угрожают олигархи, налоговики и "негодяйствующие заправочные структуры". И с теми, и с другими, и с третьими мэр Москвы намерен бороться.
По официальным данным, в Москве насчитывается свыше 2,5 млн. автомобилей. Столько нет больше ни в одном регионе, соответственно, Москва и топлива потребляет больше всех - более 3 млн. тонн бензина и солярки ежегодно, что составляет около 10% всего российского потребления.
За контроль над этим рынком мэр Москвы Юрий Лужков намерен бороться изо всех сил. Тактике и стратегии этой борьбы, получившей официальное название "дальнейшее совершенствование системы нефтепродуктообеспечения автотранспорта", и было посвящено сегодняшнее заседание московского правительства.
Московского автолюбителя, как выяснилось, ущемляют, прежде всего, олигархи, по словам Лужкова, только и мечтающие о том, как бы этот высокодоходный рынок монополизировать.
Чтобы обезопасить Москву от нашествия "олигархических структур", президент подконтрольной городу Московской нефтяной компании Шалва Чигиринский предложил даже создать в Москве своего рода НЗ, запас бензина и дизтоплива для всего города сроком на 20 дней.
Такой НЗ, по словам Чигиринского, окажется весьма кстати в случае новой попытки оставить без сырья московский НПЗ. Напомним, что в результате конфликта городских структур с "Сибнефтью" поставки на прошлой неделе были сорваны.
Еще более уменьшить зависимость Москвы от крупных нефтяных компаний призвана разработанная городскими властями программа перевода транспорта на альтернативные виды топлива, в частности пропан-бутановую смесь и метан. В этих целях в городе планируется активное строительство газозаправочных станций (АГЗС), общее число которых планируются довести с нынешних 24 до 100.
Да и при строительстве обычных АЗС предпочтение будут отдавать многотопливным комплексам, способным заправлять автомобили не только бензином или соляркой, но и газом, а в перспективе еще и диметиловым эфиром, который должен стать заменой солярке. В том числе и для общественного транспорта Москвы. Начнут перевод на альтернативное топливо с ПАТП-11, а уже к 2005 году, по словам главы управления транспорта и связи Москвы Александра Беляева, на газ и эфир будет переведено до 15% городского автотранспорта.
Широкие же массы автолюбителей к уходу от привычного бензина подвигнет, как надеются московские экологи, значительное его подорожание. После вступления в силу с 1 января 2003 года нового порядка взимания акцизов, платить которые отныне будут не производители, а продавцы, розничные цены на топливо, по мнению Александра Беляева, вырастут не менее чем на 10-15%. Таким образом, литр Аи-92 подорожает, как минимум, до 11,5-12 рублей. По самым пессимистическим прогнозам цена на него может подняться до 15-16 руб. за литр.
Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Сергей Борисов уверен, что мелкие и средние представители московского топливного бизнеса вообще не вынесут изменений.
По данным МТА, сейчас на долю мелких предпринимателей, владеющих от одной до пяти АЗС, приходится около трети всего московского рынка, однако уже в скором будущем эта доля может сильно сократиться. Необходимость ведения объемной документации и увеличения объемов оборотных средств для выплаты акцизов приведет к тому, что отдельные АЗС просто не смогут конкурировать с крупными игроками топливного рынка и будут ими поглощены.
Что же касается фискальных интересов, то на первый взгляд перенос платежей с производителей на торговцев сулит московскому бюджету значительные выгоды. До сих пор единственным плательщиком в Москве был один лишь МНПЗ, с которого до конца года планируется получить в городскую казну около 2,5 млрд. руб. В 2003 году акцизы будут платить уже владельцы сотен АЗС, многие из которых получают топливо с других НПЗ.
В результате сбор акцизов, по данным московского Управления МНС, должен вырасти примерно 5,5 млрд. руб. Но только при условии стопроцентного сбора, а вот собрать эти деньги будет куда труднее. Аппаратурой учета отпуска бензина, как свидетельствуют проверки, оснащены пока не более двух третей московских АЗС, так что даже доподлинно выяснить, сколько именно бензина было продано на той или иной заправке, будет куда как непросто.
Не меньшей проблемой может стать и массовый переход к торговле так называемым прямогонным бензином. Речь идет о топливе с октановым числом в 65 единиц и ниже, используемым в качестве сырья в нефтехимической промышленности. Сам по себе для автомобильных двигателей этот бензин не годится и потому в подакцизных товарах не числится.
С 1 января акциз за него формально начнут взимать, однако ставка его составит, не удивляйтесь, 0%.
То есть оформлять бумаги будет нужно, а вот платить - нет. В условиях повышения акцизов это, согласитесь, весьма заманчиво. А между тем с помощью разнообразных присадок октановое число прямогонного бензина можно поднять до вполне приемлемого, что многие и делают.
По данным ФСНП, с 1999 года производство прямогонного бензина на НПЗ выросло более чем в 3 раза, тогда как сколько-нибудь значительного роста его потребления в нефтехимии не отмечено. Ежегодно в бензобаки российских автомобилей попадают миллионы тонн прямогонного бензина, на чем бюджет теряет, по оценкам специалистов, около 1,5 млрд. руб. В 2001 году доля некачественного топлива на рынке Москве составила 10% по бензину и 24% по дизтопливу, и с этими "негодяйствующими заправочными структурами" Юрий Лужков намерен бороться так же жестко, как с производителями "паленого" алкоголя.
Предложенный Управлением транспорта план военных действий, то есть "дальнейшего совершенствования системы нефтепродуктообеспечения автотранспорта", был отвергнут мэром как излишне мягкий. Новый, более жесткий, проект должен быть представлен в правительство Москвы не позднее 10 декабря.
Комментарии