Главный лоббист независимых бензоторговцев Сергей Борисов, похоже, устал от борьбы. Московская сеть АЗС "Гермес-Москва", одним из совладельцев которой был Борисов, сменила собственников, причем контрольный пакет, судя по всему, перекочевал к "ЮКОСу". А бело-зеленые заправки "Гермес-Москвы" скоро будут перекрашены в желто-зеленые цвета "ЮКОСа".
Сергей Борисов более известен не как гендиректор сети "Гермес-Москва", а как руководитель российского и московского объединений независимых бензоторговцев. Он одновременно является президентом Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации. Их главной задачей всегда была борьба с монопольным давлением вертикально интегрированных компаний на мелкие и средние автозаправочные компании, и Борисов зарекомендовал себя как бескомпромиссный боец на этом поприще. И вот теперь он сам пошел на альянс с крупной компанией.
Структура собственности в ОАО "Гермес-Москва" изменилась еще в во втором квартале этого года. До этого крупнейшими акционерами компании являлись ООО "Фиделити" (32,5% акций) , ООО "АЗК-строй" (30% ) и ООО "Гермес-Москва-С" (15% ). В свою очередь в первой из этих компаний долями по 42% , а во второй - по 40% владели гендиректор "Гермес-Москвы" Сергей Борисов и его первый заместитель Федор Кунин. Однако, согласно представленному в ФКЦБ отчету ОАО "Гермес-Москва" за второй квартал этого года, стопроцентным владельцем "Фиделити" и "АЗК-строй" оказался уже кипрский офшор "Авеско Лимитед". Таким образом, эта фирма стала владельцем как минимум 62,5% акций "Гермес-Москвы". А на годовом собрании акционеров, состоявшемся 28 июня, был избран новый состав совета директоров, семь из девяти мест в котором заняли представители "ЮКОСа". Более того, на 21 ноября намечено внеочередное собрание акционеров компании, в повестке дня которого - передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации ЗАО "ЮКОС РМ".
Сергей Борисов признает, что продал часть акций своей компании, но не говорит, сколько и кому: "Это сугубо личное дело". При этом он подчеркивает, что остается акционером "Гермес-Москвы". По его словам, это ОАО летом заключило с "ЮКОСом" договор коммерческой концессии, по которому нефтяная компания будет поставлять топливо на заправки, и "Гермес-Москва" перейдет под торговую марку "ЮКОСа". Борисов сказал также, что по этому договору "Гермес-Москва" будет управлять всем автозаправочным бизнесом "ЮКОСа" в московском регионе, то есть к 15 АЗС "Гермес-Москвы" добавятся 13 станций, которые "ЮКОС" уже имеет в регионе. По словам Борисова, "ЮКОС" был выбран в качестве стратегического партнера как "наиболее прозрачная цивилизованная" из крупных компаний. Он не скрывает, что к поиску такого альянса его подвигло отсутствие четкой государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в ТЭКе. По мнению Борисова, новое налоговое законодательство ставит независимых бензоторговцев на грань выживания, и они вынуждены идти на сотрудничество с крупными компаниями. Глава "Гермес-Москвы" не собирается отходить от руководства компанией, равно как и от своей деятельности в российском и московском союзах бензоторговцев.
Руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин подтверждает, что компания заключила с "Гермес-Москвой" договор франчайзинга, однако собственности в этой структуре "ЮКОС", по его словам, не имеет. Шадрин также отрицает какую-либо связь его компании с новым акционером "Гермес-Москвы" - "Авеско". А присутствие людей "ЮКОСа" в совете директоров заправочной компании объясняет исключительно условиями франчайзингового договора. О том, что "Гермес-Москва" будет управлять всем заправочным бизнесом "ЮКОСа" в регионе, ему ничего не известно.
Коллег не удивляет переход "Гермес-Москвы" под флаг "ЮКОСа". Директор одной из московских сетей АЗС сказал "Ведомостям", что при новой системе взимания акцизов независимым торговцам не останется места на рынке. В Москве, по его мнению, ситуация еще не так тяжела - здесь нет монополизма и независимые "могут выбирать, под какую компанию лечь", выторговывая таким образом наилучшие условия для себя. В регионах же этого выбора, как правило, нет. Борисов, по мнению его коллеги, один из тех людей, кто выстроил этот конкурентный рынок, поэтому хорошо, что он по крайней мере не уходит из топливных союзов. Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров считает, что переход Борисова под флаг "ЮКОСа" - начало нового витка поглощений в розничном нефтебизнесе. "Все независимые торговцы будут вынуждены пойти на поклон к крупным компаниям, и российское антимонопольное законодательство их, к сожалению, никак не защищает", - прогнозирует эксперт.
Комментарии